Важная роль математики в системе образования

Признавая большую роль за математикой в общем образовании, К. Д. Ушинский вместе с тем отмечал, что одна она, изолированно от других естественнонаучных дисциплин и гуманитарных предметов, включенная лишь в систему формального классического образования, не служит прогрессу воспитания общечеловеческого. Математика столько же принадлежит внутреннему миру, подчеркивал он, сколько и внешнему. Математика, безусловно, нужна для общечеловеческого воспитания, но сама по себе не может служить его основной идеей. «Школьный же опыт показывает нам странное явление: молодые люди, с любовью и успехом занимающиеся математикой, чаще всего оказываются малоспособными к другим наукам, особенно к словесности и истории. На математиках-специалистах весьма часто во всю их жизнь лежит какой-то странный оттенок ограниченности, и нередко с глубоким знанием математики уживаются в голове самые дикие, уродливые фантазии и упорнейшие, ограниченнейшие предрассудки...».

Здесь К. Д. Ушинский имеет в виду школьный опыт, опиравшийся на теорию формального образования, связанную с классическим его направлением. Его позиция в отношении признания роли математики в развитии «наук о внешнем мире» вполне определенна. «...Для познаний внешнего мира, – утверждал он, – математичность есть общий закон: что не доведено еще до возможности быть выраженным в математической форме, то еще не дозрело, значит. Представляя себе весь мир движением, мы можем надеяться постигнуть только законы этих движений, а законы движений – всегда математика; вот почему это основной предмет для всех постижений внешнего мира». Математизацию наук о внешнем мире К. Д. Ушинский считал и как условие развития этих наук, и как показатель их степени развития и влияния на технику. Несомненно, здесь мы видим у великого педагога глубокую оценку этой науки не только для своего времени, но и для будущего. Он правильно определил роль и место математики в школьном образовании, значение ее изучения для жизни как науки теоретической, мировоззренческой и прикладной.

Организованное образование есть не разрозненные знания по той или иной науке, а система знаний о природе, обществе, человеке, о его душевной и духовной жизни. «Между науками есть тесная связь, – писал Ушинский, – так что, занимаясь исключительно одной какой-нибудь наукой, мы не будем не только образованными людьми, но даже знатоками ее. Это происходит оттого, что для образованности, для основательного знания какой-либо науки нужно участие всех способностей человека. А между тем каждая наука, обогащая нас познаниями и способствуя вообще нашему просвещению, большей частью развивает преимущественно перед другими ту или другую, так сказать, сторону нашей души».

Педагог-демократ, разрабатывая вопросы народного образования, писал и о том, что научные знания должны быть широко распространены, а не быть монополией привилегированных сословий. Если круг ученых очень узок и его восполнение идет из людей этого же круга, то едва ли можно ожидать серьезного продвижения и открытий в самой науке. «...Известно, – указывал он, – что всякое сословие, в себе самом замкнутое, не обновляемое, не освежаемое лицами из других сословий, слишком легко с течением времени может превратиться если не в касту, то в корпорацию, чуждую по своим обычаям, интересам и мнениям для прочих сословий...».


Полезное чтиво:
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства