Важное значение научной педагогики

Как просветитель-демократ, К. Д. Ушинский придавал огромное значение образованию и воспитанию в совершенствовании общества, образованию и воспитанию не избранной касты его, а всего народа. «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины...».

Педагогика, по его утверждению, должна стоять на границе между наукой и практической приложимостью. «Сознавая потребность многого, желая многого, стремясь ко многому, педагогика, оставаясь верной своему научно- практическому назначению, должна видеть, что из этого многого достижимо в данное время, в данном обществе и при данных условиях».

Здесь К. Д. Ушинский вносит полную определенность во взгляды на общественную функцию педагогики, на ее не только теоретическое, но и большое практическое назначение. «Воспитатель, – подчеркивал он, – есть художник; воспитанник – художественное произведение; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества». Это практическое назначение науки о воспитании дало К. Д. Ушинскому основание педагогику, научные основы которой он разрабатывал, называть «искусством воспитания». Разумеется, в педагогической деятельности, которая строится на научной основе, никак нельзя отрицать индивидуального мастерства, творчества педагога, которое обогащает самое науку о воспитании. Мастерство в воспитании и обучении, мы знаем, не отрицает педагогики как науки, не превращает ее только в искусство. Так решается этот вопрос в наши дни. У К. Д. Ушинского в решении вопроса о педагогике как науке и как искусстве заметно явное противоречие. На деле он разрабатывал основы педагогики как науки, но вместе с тем, учитывая большое ее прикладное значение, утверждал, что педагогика не наука, а искусство. В действительности сам факт существования науки педагогики, с одной стороны, и практической педагогической деятельности, с другой, не отменяет педагогики как науки, не превращает ее только в мастерство, искусство. Мастерство педагогов опирается на науку, что подчеркивал сам К. Д. Ушинский, и обогащает ее всем положительным, что в нем проявится. Это выявление нового положительного в педагогическом опыте, мы знаем, также не проходит вне научного его анализа и обобщения.

Но каково бы ни было у К. Д. Ушинского определение педагогики, воспитанию он придавал огромное значение и отводил ему решающую роль в формировании человеческой личности. Сама воспитательная деятельность, по утверждению К. Д. Ушинского, требовала не только призвания к ней, но очень глубокой научной подготовки. С этого положения начинается его «Педагогическая антропология»: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что... необходимы еще специальные знания...».

Углубляя мысль о необходимости научного подхода к решению проблем воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Много ли насчитываем мы великих мыслителей и ученых, посвятивших свой гений делу воспитания? Кажется, люди думали обо всем, кроме воспитания, искали средств величия и счастья везде, кроме той области, где скорее всего их можно найти. (Но уже теперь видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека невольно будет обращен на воспитательное искусство».

Эти надежды великого русского педагога не смогли осуществиться в условиях дореволюционной России. К. Д. Ушинский, как и многие выдающиеся мыслители прошлого, не имел возможности решить до конца проблемы научной педагогики, так как не нашел надежной методологической основы, не знал законов общественного развития. Этой основой для научной педагогики стала лишь теория развития общества, диалектический и исторический материализм.

Антропологический принцип, примененный К. Д. Ушинским к педагогике, отразил жизненные требования, связанные с пореформенным развитием России, требования о развитии народного образования и создании научной теории воспитания.


Полезное чтиво:
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства