Важность активности ученика в процессе обучения

Раскрывая понятие об обучении, его воспитывающем и развивающем характере, К. Д. Ушинский подчеркивал, что самодеятельность (активность) учащихся в этом процессе является совершенно обязательным его условием. Вместе с другими обязательными условиями преподавания – такими, как своевременность его начала, постепенность, органичность, постоянство воздействий на ученика, твердость усвоения, ясность, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, положительное нравственное влияние, жизненная полезность усваиваемых знаний, – активность (самодеятельность) ученика в учебно-познавательном процессе обеспечивает правильно, природосообразно организованный процесс обучения в школе. Все эти условия, подчеркивал К. Д. Ушинский, «необходимо соединить в каждом учении», если мы стремимся его сделать средством положительного развития и воспитания.

С тех же своих позиций К. Д. Ушинский требовал соединения в процессе обучения таких его приемов, как предметный и словесный, сочетающие слово и наглядность; сократическая беседа, логически подводящая ученика к нужным выводам; эвристический, ставящий перед учениками познавательные проблемы, задачи, и содействующий их решению; акроматический (изложение знаний учителем). Только в своем органическом единстве используемые в процессе обучения, эти приемы обеспечат аналитико-синтетический подход в изучении материала, будут содействовать активизации познавательной деятельности учащихся. Ни один из этих приемов не следует брать и использовать в обучении изолированно.

Самостоятельные мысли, подчеркивал К. Д. Ушинский, вытекают только из самостоятельного приобретения знаний. «Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний». Активность в овладении знаниями – условие всякого настоящего развития, но это процесс не автоматический, а обусловленный и целеустремленный. Человек приходит в мир, соглашался К. Д. Ушинский с И. Г. Песталоцци, не развитым телом, умом и сердцем, но способным к развитию. Развитие есть прежде всего активный процесс усвоения опыта взрослых, требующий многосторонней познавательной деятельности, предполагающий умственную активность воспитанника в. усвоении фактов, их анализе и синтезе, абстрагировании, обобщении и выводах, установлении связи теоретических знаний с практикой. Без активности умственной деятельности усвоение знаний и умственное развитие вообще невозможны.

Обучение не даст нужных воспитательных результатов, если сводится к чисто внешнему воздействию. Оно становится эффективным только тогда, когда его влияние превращается во внутренние силы развития и становится потребностью воспитанника. В процессе обучения и воспитания обогащается духовный мир ребенка, вся его психическая жизнь, возникают новые понятия, представления, потребности, интересы, развиваются эмоции, возникают новые виды деятельности. Обучение, педагогически продуманное, добивается в ребенке изменений целенаправленных, в соответствии с общественным идеалом воспитания. Обучение не даст серьезных положительных воспитательных результатов, если усвоение знаний целиком будет взвалено на учеников, а учитель будет их лишь подгонять да требовать. Оно не даст положительных результатов и тогда, когда учитель все будет лишь разъяснять сам, разжевывать, а ученики пассивно глотать, но плохо переваривать «эту жидкую духовную кашицу». Знания нельзя просто переложить из головы учителя в голову ученика. Истина заключается в том, что ученик активно усваивает материал, а учитель умело управляет и направляет этот процесс, руководствуясь знаниями природы ребенка.

Легкость понимания и усвоения учебного материала обеспечивается надежно, если предварительно поработать над самим материалом понимания, справедливо утверждал великий русский педагог. Понимание, по его словам, этого психического закона и умение им пользоваться составляет основание искусства преподавания.


Полезное чтиво:
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства