Важность изучения народных произведений

К. Д. Ушинский горячо рекомендовал юным читателям глубоко изучать народных русских писателей и поэтов, прежде всего А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, И. С. Тургенева, И. С. Никитина, А. В. Кольцова, которые «более других успели перенести этот родной нам всем элемент (народность. – Н. Г.) в свои художественные создания». Решая проблемы отбора произведений для детского чтения, он критиковал современную ему детскую и юношескую литературу, давал ценные методические указания по руководству детским чтением.

Детская художественная литература, отмечал Ушинский, в те годы почти отсутствовала. Если взрослая художественная литература была богата блестящими талантами, то на поприще детской литературы такие таланты отсутствовали. «Кроме народных сказок и немногих народных песен, созданных воспитательным гением народа, – писал он, – мы найдем в нашей литературе очень немного пригодного для детского возраста».

В статье К. Д. Ушинского «О первоначальном преподавании русского языка» мы находим ценные методические указания по руководству детским чтением. Когда педагог приступает к изучению какого-нибудь литературного произведения, будь то стихотворение Пушкина или Кольцова, басня Крылова или народная песня и сказка, то он должен прежде всего строго оценить его эстетически и по содержанию, понять, что следует изучать. «... На каждое такое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни». Дети должны хорошо понимать художественное произведение. Но одного этого еще недостаточно. Они должны его сильно эстетически прочувствовать. Однако, как совершенно справедливо замечал К. Д. Ушинский, в школьной практике эти два условия понимание содержания произведения и эстетическое его восприятие – часто противоречат друг другу. Детальное и назойливое объяснение поэтического произведения снижает его эмоциональное воздействие. Вместе с тем глубокое прочувствование его возможно все же только при условии хорошего осмысления литературного образца. К. Д. Ушинский советует подводить детей к пониманию художественных произведений предварительно. В момент же непосредственного восприятия поэтического произведения не следует «излишним толкованием и теоретизированием» ослаблять эстетическое воздействие художественного произведения в целом. «Абстрактный мыслитель (и эстетик), – писал К. Д. Ушинский, соглашаясь в этом с Шиллером, – имеет часто холодное сердце, потому что оно разбивает впечатление на части, которые только вместе, как одно целое, трогают душу». После предварительной подготовки детей учителем к восприятию того или иного художественного произведения он рекомендовал чтение этого произведения на уроке.

Педагоги и детские писатели постоянно должны учитывать специфические особенности детской натуры, особенности детских чувств, восприятий и впечатлений. Ребенка привлекают в художественных произведениях эмоциональные образные картины, динамика, героика, фантастика, он ищет героя, которому хочет подражать. Чтобы рассказ о какой-нибудь личности вызвал у ребенка это стремление, необходимо живое описание, и именно в действии. Если художественное произведение эмоционально подействовало на эстетические чувства, восприятия и представления детей, если оно заинтересовало детей, вызвало в них удивление или даже благоговение, то со временем из этих чувств может возникнуть и желание подражать героям. То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет глубокие следы, говорит Ушинский, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом «руководителем жизни».

В процессе чтения учитель предоставляет детям возможность глубже чувствовать, не мешая бесконечными наставлениями, сентенциями и морализированием. Лжедидактизм ведет к скуке – «сильнейшему и невыносимому яду для эмоциональной души ребенка». На нравственное чувство «должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства. Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит ему».


Полезное чтиво:
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства