Важность стремления человека к цели своей деятельности

Цель педагогической науки совпадает с целью воспитательной деятельности, однако «весьма часто мы замечаем, что люди, – указывал К. Д. Ушинский, – подающие нам воспитательные советы и начертывающие воспитательные идеалы или для своих воспитанников, или для своей родины, или вообще для всего человечества, втайне срисовывают эти идеалы с самих себя... Нам надо изыскивать средства сделать детей лучше нас».

В современной К. Д. Ушинскому педагогике и философии, по его словам, в отношении целей была большая путаница понятий и утверждений, и он считал необходимым внести своей «Педагогической антропологией» ясность в определение целей. «Внести, насколько можно, хоть какой-нибудь свет в эту путаницу, – писал он, – было одним из главных стремлений нашего труда, потому что она, переходя в такую практическую область, каково воспитание, перестает уже быть невинным бредом и отчасти необходимым периодом в процессе мышления, но становится положительно вредною и загораживает путь нашему педагогическому образованию. Удалять же все, что мешает ему, – прямая Обязанность каждого педагогического сочинения».

К. Д. Ушинский отверг самым категорическим образом гедонизм, видевший цель жизни, а следовательно и воспитания, в удовольствиях, наслаждениях, в том числе и в духовном наслаждении. Родоначальниками этого направления, как известно, были древнегреческие философы-киринаики и эпикурейцы. Он считал такую цель плоской и лицемерной. Здесь небезынтересно напомнить, что классики пацифизма рассматривали «философию наслаждения» лишь остроумной фразеологией тех общественных кругов, которые пользовались привилегией наслаждения. В равной степени К. Д. Ушинский отвергал и стоицизм с его фаталистическими взглядами, подчинявшими жизнь человека слепой судьбе. Идеал мудреца, равнодушного и к радостям, и к бедствиям в жизни, гордого сознанием своей так называемой «внутренней свободы», был чужд демократу Ушинскому. «...Научить человека, – писал он, – искать себе средства для наслаждений (эвдемонизм, эпикуреизм) значит обманывать человека и заставлять его накачивать бочку; научить человека пренебрегать наслаждениями и страданиями и искать выше всего свободы (стоицизм) значит тоже обманывать человека и гнать его в безбрежную пустыню...».

В условиях самодержавного гнета в России К. Д. Ушинский не мог принять «философию наслаждения». В этих условиях нетерпима была и проповедь равнодушия, покорности судьбе, и наш великий педагог-демократ давал иное понятие цели воспитания. Цель эта – воспитание индивида для самого себя и для общества. В условиях деспотизма он смело утверждал, что воспитание должно развивать стремление к свободе, труду, активной деятельности. «...Труд должен наполнить душу, и его должно стать на всю жизнь, да и в будущем он должен остаться вечным». Эти слова свидетельствуют, насколько К. Д. Ушинский далеко ушел от гедонизма, эвдемонизма и эпикуреизма. Развивая мысль о цели воспитания, он доказывает необходимость дать душе полную, широкую, поглощающую ее деятельность: «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности...».

В учении К. Д. Ушинского о цели воспитания мы видим глубокое уважение к творческому труду, как умственному, так и физическому, веру в прогресс и науку, творческие возможности народа. В вечно расширяющейся деятельности, в творческом труде он видел истинное счастье человеческой жизни. Цель воспитания – очистить путь по этой дороге, чтобы каждый в своей сфере мог сделать, что может лучшего, и в этом находил свое высшее счастье.

Определив цель воспитания как подготовку к свободному творческому труду, К. Д. Ушинский понимал, что личный труд каждого отдельного человека в конце концов есть труд общественный. Человеческий труд возможен только в обществе «на основании общественного принципа разделения труда». В общественном труде человек развивается и формируется, не теряя своей оригинальности и самостоятельности, входит «самостоятельной единицей в цифру общества», но к этому он должен быть подготовлен через общественное воспитание и образование. «Свободный, – подчеркивал К. Д. Ушинский, – т. е. излюбленный труд, идущий успешно и прогрессивно, легко по степени энергичности своего хода преодолевающий препятствия и связанные с ним и страдания, увлекаемый все вперед и вперед целью дела, а не его удовольствием и останавливающийся на наслаждениях только во время необходимого отдыха, – вот что должно быть идеалом здравого воспитания, основанного не на мечтах, а на действительном, фактическом знании потребностей человеческой природы».


Полезное чтиво:
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства