Важность участия всех органов чувств

Наглядные материалы легко заинтересовывают детей начальных классов. Чем более органов чувств участвует в восприятии образа, тем вернее при правильном руководстве учителя, глубже, многостороннее и прочнее ложится образ в сознание и душу ребенка. Многостороннее отражение предмета часто создает не только представление о предмете, но и способствует глубокому понятию его сущности. Необходимость участия органов чувств в процессе обучения, их целенаправленного упражнения и развития К. Д. Ушинский обосновывал не только психологическими особенностями ребенка. Он исходил при этом и из общефилософской своей позиции, что познание внешнего мира не может происходить вне его воздействия на нашу нервную систему через органы чувств.

«Если вы хотите, – учил К. Д. Ушинский, – чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов; заставьте участвовать:

1) Зрение, показывая карту или картину; но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или пишите слово четкими белыми буквами на черной доске и т. п.

2) Призовите к участию голосовой орган, заставляя дитя произносить громко и отчетливо то, что оно учит, рассказывать заученное по картинке или по карте и т. п.

3) Призовите к участию слух, заставляя дитя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать сделанные ошибки.

4) Призовите к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы, как, например, некоторые предметы из естественных наук, это допускают».

Развивающее обучение постоянно имеет в виду воспитание активного внимания ребенка с первых лет его учения. Активность внимания успешно формируется в организованном наблюдении. Активное внимание и развитие наблюдательности взаимосвязаны и являются, в свою очередь, необходимым условием развития понятий, суждений и умозаключений. Дело здесь не только в сложности или несложности учебного материала, но и в логике его расположения и изучения. Можно дать самые последние достижения науки, но они могут не затронуть глубинных процессов духовной жизни ребенка. «...Дитя при самом начале учения должно не только учить читать и писать, но еще более развивать, беседуя с ним о предметах, ему близких. В таких беседах дитя приучается, во-первых, наблюдать предмет или явление, совершающееся перед его глазами; во-вторых, связывать свои наблюдения и выводить из них по возможности дельную мысль; в-третьих, выражать эту мысль в словах правильно и точно».

При первоначальном обучении наблюдение наиболее легко осуществлять над предметами внешнего мира, то есть над природой, логика которой, по словам К. Д. Ушинского, самая доступная для детей. Обучение, подчеркивал он, на первых порах идет от известного к неизвестному, а предметы естественных наук, со дня рождения окружавшие его, уже наполовину знакомы ребенку.


Полезное чтиво:
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства