Важный вопрос об образовании женщин

В отличие от революционных демократов К. Д. Ушинский не дошел до понимания, что только завоевание политической власти трудовым народом является гарантией действительного подъема народного просвещения. Однако К. Д. Ушинский был всегда на стороне трудового народа и резко отрицательно относился как к крепостническим порядкам, так и новому гнету, гнету капитала, над трудовым народом.

Поставив вопрос о создании народных школ, К. Д. Ушинский считал необходимым обучение в начальных школах сделать всеобщим и обязательным начиная с семилетнего возраста и зло высмеивал тех, кто считал обязательность обучения насилием над детьми. По его мнению, такая обязательность – показатель демократичности и гуманности. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно поставленное обязательное обучение даст возможность найти «разумные формы общественной жизни». Создание народных школ он считал «самым государственным вопросом» и рассматривал народную школу как первую ступень дальнейшего развития народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вырабатываемой самим обществом.

Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.

Вопрос о положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественном движении 50 – 60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушинского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.

В первой главе книги мы уже говорили о преобразовательной деятельности К. Д. Ушинского в Смольном институте, но там решался вопрос об образовании девушек аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положения женщины в самом обществе. Сами общественные условия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, основной принцип женского общественного воспитания и образования, то скорее всего в общественном положении женщины... Это новейшая идея, которую в отличие от прежних... мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в историческом развитии народа. Идея эта нигде не высказана вполне, но начинает уже более или менее проглядывать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями».


Полезное чтиво:
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства