Ведущая роль труда в процессе образования

Задачей образования и воспитания должна стать подготовка воспитанника к труду, а поэтому труд и обучение ему должны быть введены в школу.

В своей работе «Педагогическая поездка по Швейцарии» К. Д. Ушинский отмечает как факт положительный чередование занятий и режим дня одной из учительских семинарий. Он пишет о том, что после завтрака воспитанники убирают посуду, метут классы, двор, носят дрова и торф в кухню, в классы, на скотный двор и т. п. «...Соединение истинного образования и самой черной работы не поражает в Швейцарии никого так, как поражает, к сожалению, у нас, где труд оторвался от образования: и труд движется в грязи, а образование уносится бесплодно вверх!». Педагог-демократ одобряет, что в учебном заведении происходит «беспрестанная перемена умственных трудов на физические, работа на свежем воздухе, в поле и саду».

Книжное занятие, подчеркивал К. Д. Ушинский, всегда призывало к труду, но приучало только к труду умственному. В действительной жизни и физический труд занимает свое место. Поэтому К. Д. Ушинский считал необходимым в школе соединение умственного труда с физическим. Конечно, речь не шла о таком соединении обучения с производительным трудом, о котором говорили в тот же период К. Петров и Ф. Сомов. К. Д. Ушинский имел ввиду бытовой и ремесленный труд. Он говорил о введении в школу столярных и слесарных работ, переплетного дела, шитья и вышивания. Конечно, у К. Д. Ушинского еще не было развернутой концепции трудовой школы, но признание им места физического труда в школе отражало моральные убеждения педагога-демократа, рассматривавшего труд как одно из условий и нравственного совершенствования человека.

Бея система народного образования, утверждал педагог-демократ, начиная от начальной школы и кончая университетами, призвана содействовать продвижению общества в научно-техническом и нравственном прогрессе. Университеты должны быть открыты не для представителей имущих сословий, но для талантливой молодежи, выходцев из народа. Все содержание знаний, даваемых в них, должно соответствовать достижениям науки и способствовать развитию материальных и духовных возможностей общества. Для того чтобы успешно служить народу, университеты требуют свободного развития, устранения чиновничье-бюрократического контроля. Университеты призваны служить народу, быть на высоте достижений науки, активно участвовать в ее развитии. Главная их забота «должна состоять в том, чтобы держать уровень образования постоянно на одинаковой высоте с уровнем науки и распространять это образование как можно глубже в народ».


Полезное чтиво:
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства