Воспитание без педагогического опыта

К. Д. Ушинский не терпел в педагогике бессодержательных кабинетных теорий, так же он относился и к узкому практицизму. Педагогическая практика без теоретических основ, отмечал он, не может дать положительных результатов. Определение целей воспитания, содержания образования, методов и организационных форм учебно- воспитательного процесса невозможно установить чисто эмпирически. Подчеркивая огромное значение педагогического опыта, практики, он утверждал, что опыт можно передать только в обобщенном виде. В порядке ремесленного опыта можно непосредственно передать умения и навыки, но в великом деле воспитания ремесленничество только вредит, вносит застой и формализм, сковывает и умерщвляет творчество, не дает возможности развивать творческие силы воспитанников. Учитель, пользующийся простым переносом чужого опыта в свою работу, никогда не будет способен раскрыть способности и задатки своих воспитанников, не выработает убеждений у своих питомцев.

«Практика, факт – писал К. Д. Ушинский, – дело единичное, и если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт, если только это не передача тех старушечьих рецептов, в которых говорится: «Ты, мой батюшка, возьми эти слова, напиши их на бумажке, а потом сожги и пепел выпей с водой против утренней зорьки, и там увидишь, что выйдет». Неужели искусство воспитания может упасть в такую темную, бессознательную область предрассудков, поверий и фокусов, а такова судьба его, если оно будет предоставлено единичной практике каждого».

Эти мысли К. Д. Ушинского сохраняют все свое значение и для нашего времени.

Только осмысленный, продуманный опыт, прошедший через голову и сердце педагога, становится его приобретением. Педагогический опыт, не освещенный теорией, не может быть творческим. «Как и везде, так и в области педагогической деятельности наука должна руководить опытом, опыт, руководимый наукой, поверять и оправдывать практичность ее наблюдений и выводов. Только от дружного, гармонического действия науки и опыта зависит успех педагогической деятельности».

С душевной болью и горечью К. Д. Ушинский констатировал, что в университетах России были факультеты медицинские, камеральные, но отсутствовали педагогические и педагоги по-настоящему нигде не готовились. Люди больше заботились о своем здоровье и своем кармане, отмечал великий педагог, и не заботились о хорошем воспитании. «Мы сохраняем твердое убеждение, – писал он, – что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого великого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает». Педагогу, подчеркивал К. Д. Ушинский, нужны специальные знания, прежде всего педагогические, изложенные в определенной системе. Кажущаяся легкость воспитания требует многих качеств от воспитателя, но никакие качества без научной подготовки не дадут необходимого педагогического эффекта. Нельзя человека, изучившего лишь несколько учебников педагогики, считать теоретически подготовленным к педагогической деятельности. К. Д. Ушинский собирался, но не успел написать такую педагогику, которую «нельзя выучить», в которой будут даны не рецептурные советы и наставления, а обобщенный, принципиальный, строго научный материал.


Полезное чтиво:
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства