Воспитание эстетических чувств

Говоря о народности эстетического, К. Д. Ушинский разъясняет, что каждый народ вкладывает свое содержание в понятие красоты. Трактуя проблему эстетики с таких объективных и глубоко социальных позиций, великий педагог-демократ подчеркивал, что каждый народ имеет свои специфические черты эстетических чувствований.

Понятие о прекрасном, о совершенном, разъясняет он, складывалось в тесной связи с развитием истории этого народа, его культуры, с развитием общества, сословий. Описывая ограниченное мещанское самодовольство, а косный быт германского бюргерства середины XIX в., он вскрывал духовную ограниченность и его эстетических, идеалов, среди которых на первое место этим сословием ставились «чистота, порядок и стыдливость». «Из мытья, и бритья, – писал К. Д. Ушинский в связи с этим, – не выходит еще поэзии и искусства», их более «в грязной, небритой, нечесаной Италии». В бюргерской Германии «все торгует, все промышляет», всюду в ней только разговоры о гульденах да талерах, поэтому и понятие о красоте, по словам Ушинского, опошлилось и измельчало. Женщина, которая должна играть решающую, роль в эстетическом воспитании детей, отторгнута от общественных интересов и погрязла в жалких, мелочных и ничтожных семейных хлопотах.

Богатая история русского народа, насыщенная героическими подвигами, создала, по словам Ушинского, «неповторимо прекрасную художественную натуру русского человека». Из народной массы, которая на первый взгляд кажется грубой, серой и невежественной, «льется чудная народная песнь, из которой почерпают все свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант». В прекрасном народном языке много и глубоко философского ума, «истинно поэтического чувства, изящного, поразительно, верного вкуса».

Рассматривая эстетические и этические чувства как «явления высшего порядка», как «великие особенности: человека», постоянно подчеркивая мысль об их единстве, К. Д. Ушинский утверждал, что эстетическое чувство есть восприятие истины в образной форме, что «стремление- к совершенству есть основание всех эстетических и нравственных чувствований». К нравственности, как уже говорилось ранее, он относил и «все эстетическое в отношениях между людьми». Как в основе всего нравственного, так и эстетического лежит стремление к совершенству, идея вечного мирового прогресса.

Исходя из своего понимания единства этики и эстетики, К. Д. Ушинский, говоря о воспитательном значении труда, рассматривал его не только как средство нравственного воспитания, но и как условие правильного эстетического развития. Глубина эстетических наслаждений искусством, их полнота и постоянство, по его убеждению, никак не могут исключать сферы творческого труда. Только тот и может наслаждаться художественными творениями и испытывать эстетические эмоции, кто посвящает свою жизнь такому труду и знает ему цену. Праздный образ жизни ведет к праздному любованию, «созерцанию» произведений искусства, отчего скоро исчезает способность эстетического наслаждения и правильного восприятия жизненной силы искусства. Дорогая картина, писал К. Д. Ушинский, которая могла бы сделаться неисчерпаемым источником наслаждения и изучения для художника, делается часто вредной для души богача, который ее купил. Живопись и музыка, поэзия и скульптура, являясь важнейшими средствами эстетического развития человека, должны быть отдохновением после труда, находиться в живой связи с трудом человека. Когда они делаются предметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, но действуют отрицательно на нравственное и умственное совершенство.


Полезное чтиво:
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства