Воспитание лучших качеств человека для пользы общества

В трудовой семье, утверждал педагог-демократ, формировались такие нравственно положительные качества личности, как жизненная активность и самостоятельность, любовь к земле, чувство деятельной взаимопомощи товарищам по труду, уважение к опыту старших, развивались понятливость и смекалка, практический ум и трудовая сноровка. Несомненно, все эти качества трудового крестьянства, еще более укрепившиеся в ходе последующей его революционной борьбы и строительства новой жизни после Великого Октября, ценятся в наши дни.

Правильно организованная школа закрепляет и углубляет ценные нравственные качества, организуя умственный и физический труд детей. Она использует научные знания и труд для нравственного совершенствования ребенка. Учебный труд направлен не на воспитание лицемера и карьериста, а открывает возможности воспитаннику заняться полезным обществу творческим трудом. «Как яда, как огня, надобно бояться, – предупреждал К. Д. Ушинский, – чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который следует бросить или позабыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в залу, где и пришедший без билета или с фальшивым или чужим билетом смотрит с одинаковой самоуверенностью».

Ставя нравственное воспитание основной задачей семейного и общественного воспитания, К. Д. Ушинский считал, что распространение полезных знаний среди народа, хорошо устроенные школы, безусловно, будут способствовать и развитию нравственности. Само нравственное развитие способствует умственному развитию человека. Здесь прямое взаимодействие, но такое взаимодействие, которое определяется устройством общества. Видя отрицательную роль крепостнического общественного устройства и бюрократического государственного аппарата, он совершенно справедливо утверждал, что безнравственность в обществе не есть результат только невежества. В статье «О преступности в Англии и во Франции» (1854) К. Д. Ушинский совершенно справедливо писал, что грамотность еще не ограждает от преступлений, точно так же как и безграмотность. Причины роста преступности он видел в социальных факторах. По его выводу, образованность, цивилизация в том виде, как они существовали в его время, не уничтожали причин и числа преступлений, а только меняли их формы. Проблема воспитания и общества оставалась, по Ушинскому, и в век цивилизации острой.

Безнравственность и невежество в обществе, подчеркивал К. Д. Ушинский в ряде статей, не могут быть приписаны только недостаточности и ошибочности воспитания, как массовая смертность – недостаточности медицинской науки. Многое здесь зависит, говорил он, от условий, определяющихся состоянием не медицины и педагогики, а самого общества. Однако К. Д. Ушинский был далек от мысли, что в деле нравственного воспитания будто ничего не зависит от состояния педагогики. Дурно направленное воспитание оказывает отрицательное влияние на нравственное и умственное развитие. Воспитание в силу не разработанности его теории и плохой подготовки педагогов, отмечал он, оказывает ничтожно малое влияние на нравственность общества, плохо развивает духовные потребности своих учеников, не пробуждает общественных интересов. Такое воспитание – одна из причин печального явления, когда вместо глубоких общественных интересов у многих появляются лишь страсть к деньгам, неверие в добро, презрение к прогрессивной мысли, любовь «к окольным тропинкам». Эти люди не хотят быть борцами за правду.

«Но не требуем ли мы слишком многого от воспитания, сваливая на него ответственность в общественной нравственности и в степени умственного развития общества?» – ставил вопрос К. Д. Ушинский и отвечал: «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?».


Полезное чтиво:
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства