Воспитание нравственности у будущего поколения

У педагога-демократа отсутствуют утверждения о божественном происхождении нравственности, хотя он и ссылается на роль различных религий в ее формировании. Но это уже часть вопроса о процессе исторического развития нравственности. В человеке же от рождения не имеется каких-то заложенных свыше готовых и неизменных нравственных норм, «нет ни врожденных добродетелей, ни врожденных пороков». Исходя из своего антропологического принципа, К. Д. Ушинский утверждал, что силы к нравственному развитию заложены в человеке природой. Не эгоизм, а «инстинкт общественности» называет он природной основой морали. Развиваются же эти природные силы с помощью рук и разума, и осуществляет эту задачу не отдельный индивид, а человеческий род в целом. Природа заложила в человеке лишь возможности («зачатки», «начала») достижения наивозможного совершенства. Однако эти возможности сами по себе не раскрываются. Направление их развития, конкретное содержание нравственности зависят от влияний окружающей семейной и общественной жизни, от воспитания преднамеренного и непреднамеренного.

«...Мы еще убеждены и в том, – подчеркивал К. Д. Ушинский, – что воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке».

В вопросе об отношении к религии и религиозной нравственности К. Д. Ушинский был непоследователен и противоречив. С одной стороны, он со всей определенностью заявлял, что «всякая фактическая наука стоит вне всякой религии» и никакой другой науки он не признает. Он выступал против руководящей роли духовенства в школьном деле, считая его «гнусной кастой», предназначал школу быть не «проповедницей религии», а распространительницей научных знаний. Это он незадолго до смерти гневно отвергал «медоточивые пасторские рацеи, благословляющие именем Христа... все, что есть черного на земле». Вместе с тем в своих учебных книгах К. Д. Ушинский помещал (чего, разумеется, в то время вообще иначе не могло и быть) статьи и религиозно-нравственного содержания. В силу исторической ограниченности К. Д. Ушинский, не будучи атеистом, отдавал дань времени и, не понимая классовой сущности морали, признавал за религией роль в формировании норм общечеловеческой морали. Полностью преодолеть этих своих настроений ему не удалось. Однако проблемы нравственного воспитания у него представлены все же как проблемы общественные и антропологические. Нравственное воспитание он представлял себе как существеннейшую и определяющую сторону общественной деятельности человека и зависящую от нее.

В подготовительных материалах к третьему тому «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинский рассматривал религию только «как историческую форму функционирования человеческой психики», – не более. Религия в его системе в целом не является все же основой нравственного воспитания. Из «Педагогической антропологии» мы знаем и уже говорили ранее о взглядах К. Д. Ушинского на развитие человека, всей его духовной (психической) деятельности, об оценке им учения Ч. Дарвина, И. М. Сеченова. Как человек исключительных и всесторонних дарований, К. Д. Ушинский, излагая свои мысли о воспитании, невольно становился в конечном итоге на позиции научно-материалистические, преодолевая религиозные настроения.


Полезное чтиво:
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства