Воспитание патриотизма в школе

Шовинизм и ненависть к народам ничего общего не имеют со святым и самым глубоким нравственным чувством патриотизма, являющимся, по Ушинскому, яркий проявлением подлинной народности, творческой и активной силы народа. Это глубокое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее», постоянно с «истинно львиной силой» проявлялось в народе в тяжелые для родины моменты русской истории и помогало ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольскими захватчиками, в войне 1612 г., Отечественной войне 1812 г. Ознакомление детей с героическими страницами прошлого своей родины, воспитание любви к великим ее деятелям является важнейшей задачей преподавания отечественной истории. Особо важное значение в нравственно-патриотическом воспитании молодого поколения К. Д. Ушинский отводил деятельности М. В. Ломоносова, горячо любившего отечество, науку, всю жизнь трудившегося для народного образования.

Глубокое чувство патриотизма воспитывается в ребенке, утверждал К. Д. Ушинский, через родной язык, устное народное творчество, художественную литературу. На его формирование оказывает влияние и окружающая природа, изучение естественных наук, деятельный труд, формирование правильных взглядов на жизнь современного общества, воспитание любви и уважения к кормильцу земли русской – крестьянину-труженику. «Мы считаем выражением патриотизма, – писал педагог-демократ в 1860 г., – и те проявления любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо». Долг патриота – осознавать общественные недостатки российской действительности и во что бы то ни стало активно помогать родине «выйти на лучшую дорогу».

Нравственное развитие ребенка, подчеркивал К. Д. Ушинский, не может строиться на страхе наказания. В этом случае парализуется разумная деятельность и воля ребенка, развивается умение лицемерить, ловчить. Оно не может строиться и на основе авторитарности, утомительных «словесных назиданий», «приказной морали», что для ребенка является тем же наказанием, ранящим его деятельную душу и отчуждающим от воспитателя. Мораль приходит к ребенку «через сношения со взрослыми и товарищами», строящиеся на основе любви, взаимного расположения, разумной совместной деятельности. Частные привязанности ребенка, к которым К. Д. Ушинский относит любовь к родителям и членам семьи, дружбу с товарищами по играм, труду и учению, уважение к учителю, создают благоприятные условия для развития нравственных чувств. На этой основе они формируются, однако, только в процессе разумно организованной деятельности ребенка, а не в его безделье. В этих условиях дитя приучается вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, приобретает возможность проявлять справедливость, понимать и чувствовать свою неправоту, развивать способность нравственной самооценки, стремиться активно проводить в жизнь все разумное и нравственное, деятельно заботиться о людях.

Бесконечные же «моральные проповеди» затрудняют ребенку его «нормальное развитие из собственных своих действий и действий других, которые и есть единственное прочное».

Все школьное учение и вся школьная жизнь должны иметь нравственное направление. Над детьми велика сила примера. В школе это прежде всего нравственное влияние личности учителя, о чем мы уже говорили в предыдущей главе. Это он создает в школе атмосферу серьезности, допускающую шутку, «не превращая всего дела в шутку», проявляет «ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброту без слабости». В такой школе обеспечиваются «порядок без педантизма» и «постоянная разумная деятельность ребенка». В такой школе нет места наказаниям, в ней остаются только легкие взыскания и одобрения, а также разумные требования учителя. В своих требованиях учитель выражает «образ действий» ребенка в ясном для него коротком правиле и неуклонно следит за его выполнением. Нравственный пример родителей и учителя дополняется в процессе обучения «примером книжным» – нравственным влиянием истории, литературы и других учебных предметов, формирующих высокие жизненно нравственные идеалы молодого поколения.

Учитель постепенно вводит ребенка в понимание смысла общественной жизни, раскрывает нравственную сторону семейной жизни как части общественной, показывает взаимосвязь убеждений с поведением.


Полезное чтиво:
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства