Воспитание в процессе деятельности ребёнка

Несвоевременное дробление в школе предметов преподавания между учителями и воспитательной работы между наставниками (воспитателями) и учителями, кроме вреда, по мнению К. Д. Ушинского, ничего не приносит. Знание учебного предмета важно, однако главное достоинство «преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом. Но для этого ученики должны быть вполне его воспитанниками, я он должен знать их и должен сам вести их к предположенной цели». В отношении детей младшего школьного возраста (первые три-четыре года обучения) это, как утверждал К. Д. Ушинский, возможно только при объединении образовательных и воспитательных функций в одном лице учителя-наставника, который ведет сам все преподавание.

В процессе обучения, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя не опираться на врожденное человеку стремление к деятельности, активности. Этот «дар природы» необходимо использовать для развития и саморазвития ребенка, его гармонического воспитания. Стремление к деятельности, активность, этот, по словам Ушинского, основной закон человеческой психики, лежит в основе всех других психических явлений. С этой позиции он подходил и к учебной познавательной деятельности, к проблеме развития и воспитания ребенка. В процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в сознательной целеустремленности, в стремлении самостоятельно добывать знания и использовать их. Основой познания в процессе учения является исторически сложившаяся деятельность человека, направленная на достижение жизненной цели. Важно научиться этой деятельностью управлять, педагогически целесообразно ее организуя с учетом возрастных я индивидуальных особенностей учащихся. Игнорирование внутренних законов развития воспитанника, его активности и деятельности, «ведет не только к теоретическим, но даже к громадным практическим ошибкам и часто дает ложное направление всей теории воспитания».

Активная деятельность ребенка в процессе учения становится решающим фактором его интеллектуального, этического и эстетического воспитания и развития. Духовный рост воспитанника, его внутренние процессы развития предъявляют к учителю требование овладеть более тонкими и научно обоснованными формами и методами руководства ими. Правильная организация жизни ребенка в школе, его активной деятельности в учении рождает у него новые, более высокие формы сознания. Ребенка нельзя развивать лишь «извне», минуя присущие ему внутренние законы движения. Ребенок активно развивается только в процессе самодеятельности (активного участия) в организованном учебно-воспитательном процессе. Только тогда обучение имеет развивающий и воспитывающий характер, когда оно пробуждает активность ребенка и опирается на нее.


Полезное чтиво:
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства