Задачи подготовки учителей в семинариях

Учительские семинарии К. Д. Ушинский представлял себе закрытыми учебными заведениями, интернатами. Ученики поступают в них из любого сословия по строгому отбору, ведут жизнь простую, полную труда. В семинарии серьезно изучаются педагогика и психология и организуется постоянная педагогическая практика на базе собственной начальной школы. Это педагогическое заведение располагается ближе к сельским школам, а не в больших городах, хотя не должно слишком быть удалено от центров образования. При нем создается сельскохозяйственный участок, чтобы будущие учителя овладевали практическими навыками по полеводству, садоводству и пчеловодству. «Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны, – утверждал К. Д. Ушинский, говоря о содержании образования в учительской семинарии. – Он должен иметь познание не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Тогда только он будет в состоянии сообщать ученикам своим сведения, необходимые или полезные для них в жизни».

Свои письма «Педагогическая поездка по Швейцарии», опубликованные в 1862 – 1863 гг., К. Д. Ушинский заканчивал описанием четырех учительских семинарий. С большой объективностью и глубоким уважением он отмечал своеобразие и специфику каждой из этих семинарий, большую общую и педагогическую культуру их руководителей и с горечью восклицал: «Боже мой! думал я про себя, вспомнив многие наши полуиностранные учебные заведения: когда же мы увидим такие же характерные русские воспитательные заведения и во главе их такие же типические личности в высокоразвитой, облагороженной форме, когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты истинно русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа!».

В условиях буржуазно-помещичьего государства К. Д. Ушинскому об этом приходилось только мечтать. На основе проекта К. Д. Ушинского начали строить работу открывавшиеся в 60-е гг. земские учительские семинарии, однако министерство народного просвещения всячески тормозило их развитие. Только после Октябрьской революции были созданы условия для создания единой, стройной системы педагогического образования. Страна покрылась густой сетью педагогических училищ – средних педагогических учебных заведений, готовящих учительские кадры для начальных классов, и высших педагогических учебных заведений.

В настоящее время, когда в России завершается переход на всеобщее среднее образование, еще большее внимание уделяется дальнейшему улучшению подготовки учительских кадров. Когда-то К. Д. Ушинский мечтал об открытии семинарий для подготовки учителей народных школ и о создании при университетах педагогических факультетов. Сейчас же помимо педагогических училищ открываются при пединститутах факультеты педагогики и методики начального обучения, на которых осуществляется подготовка учителей для начальных классов с высшим образованием. Учителя-предметники готовятся как на специальных факультетах педагогических институтов, так и в университетах, где преподаются и педагогические предметы. Во всей этой системе педагогической подготовки учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского.

Во всех мероприятиях, связанных с развитием и совершенствованием системы народного образования, партия и правительство исходят только из интересов народа, из необходимости его дальнейшего духовного подъема и всестороннего развития. Роль педагога необычайно возросла. Он целеустремленно и творчески воспитывает нового человека – строителя гуманистического общества.


Полезное чтиво:
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства