Задачи воспитания и образования

Задача педагогики, писал Ушинский, «извлечь из массы фактов .каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, отделив их от великого множества тех, которые такого приложения иметь не могут, свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить каждый педагог-практик и тем избежать односторонностей, нигде столь не вредных, как в практическом деле воспитания». Однако физиология и психология, давая для педагогики фактический материал, не заботятся о приложении фактов и выводов к воспитанию и образованию.

В третьем томе своей «Педагогической антропологии», к которому автор собрал материалы, но не успел его завершить, он собирался систематически изложить те педагогические меры, правила и наставления, которые вытекают из рассмотренных им «явлений человеческого организма и человеческой души».

Большая часть первого тома «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинского и весь второй том посвящены изучению психологических проблем. К этому следует добавить ряд других его работ, особенно «Вопрос о душе в его современном состоянии» и подготовительные материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». Но дело не в количестве страниц, а в новом подходе к психологии, как общей, так и педагогической.

Уделяя большое внимание психологии, К. Д. Ушинский видел ее слабости в решении многих проблем. Педагогическая теория и практика, по его убеждению, должны основываться на психологии, но для этого психология сама должна стать наукой. На большом фактическом материале из области физиологии К. Д. Ушинский показал, что физиология, дает богатый и содержательный материал для научно обоснованной педагогической деятельности, чего, «к сожалению, никак нельзя сказать... о сведениях психологических, что зависит, главным образом, от двух причин: во-первых, от того, что сама психология, несмотря на неоднократное заявление о вступлении ее на путь опытных наук, еще до сих пор продолжает более строить теории, чем изучать факты и сличать их; во-вторых, от того, что в нашем общественном образовании давно уже философия и психология находятся в забросе, что не осталось без вредных влияний на наше воспитание и было причиною печальной односторонности во взглядах многих воспитателей».

Но если науки, на основе которых строится теория воспитания, далеки от совершенства, то это совсем не означает, утверждал К. Д. Ушинский, что надо ждать, пока эти науки усовершенствуются. Вместе с совершенствованием наук будет совершенствоваться и теория воспитания. Критерием любой науки К. Д. Ушинский считал действительность – и педагогическая действительность должна стать также источником научного знания и научных принципов психологии.


Полезное чтиво:
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства