Задатки наклонностей передаются по наследству

«...Факт наследственности, – писал Ушинский, – замечается не только в отношении видимых особенностей тела, но также, и еще гораздо более, тех особенностей, причин которых мы не видим и не знаем, но которые предполагаем в неизвестных нам особенностях организма и более всего нервной системы». Отмечая факт наследственной передачи некоторых, болезней, он утверждал, что эти болезни когда-то были все же приобретенными, а не изначально присущи человеку. «...Указывая на эти факты, – писал К. Д. Ушинский, – мы тогда же заметили, что эту наследственность болезней и привычек, как унаследованных самими родителями, так и приобретенных ими, следует приписать наследственности организма, так как наследственной передачи чисто душевных приобретений, наследственности знаний, идей, идеалов, духовных стремлений, мы нигде не замечаем. Все душевное и духовное приобретение человека передается путем сознательной преемственности, а не бессознательной наследственности».

По наследству передаются не сами наклонности, а только задатки наклонностей. Самые же наклонности и страсти так же не могут передаваться наследственно, как и желания, опыт жизни и знания.

К. Д. Ушинский оптимистически подходил к решению вопроса изжития наследственно полученных неблагоприятных задатков, если будет создана здоровая среда, будет хорошо поставлено воспитание. Что касается положительных задатков, то они могут развиваться при благоприятных условиях или же остаться в зачаточном состоянии в неблагоприятных жизненных условиях. «Великий ум не переходит по наследству, как обширная ученость или обширная опытность; хотя дитя может получить в наследство счастливую и сильную нервную организацию, могущественно содействующую к приобретению знаний и образованию великого ума, но такой счастливый наследник может воспользоваться своим наследством, а может и вовсе не воспользоваться им или промотать его на мелочи».

Воспитатель, утверждал К. Д. Ушинский, не может сваливать все на природу, оправдывать этим свои ошибки в воспитании ребенка. Он должен исходить из того положения, что у воспитанника нет ни врожденных пороков, ни врожденных добродетелей, но он несет в себе задатки наклонностей, которые могут быть развиты или подавлены. «Руководствуясь такой мыслью, воспитатель не предастся растлевающему фатализму и не свалит на природу того, в чем он, может быть, сам виноват или прямым своим влиянием, или тем, что допустил развиться тем стремлениям, которые бы никогда не развились, если бы он вступил своевременно в борьбу с ними и отнял у них ту пищу, которая дала им развитие. С другой стороны, руководясь такой мыслью, воспитатель не будет считать возможным одинаковое воспитание для всех и каждого и будет подмечать, какие наклонности образуются в ребенке с особенной быстротой и прочностью и какие, напротив, встречают сопротивление к своему образованию в самой природе».

Решающее влияние, отмечал педагог-демократ, на развитие человека, на формирование его подлинно человеческих качеств оказывает не наследственность, а внешние влияния – среда и воспитание. Внешние воздействия, оказывая огромное влияние на развитие личности, открывают для воспитания огромные возможности. «Во всяком случае, – подчеркивал К. Д. Ушинский, – влияние внешних впечатлений в образовании характера человеческого, и даже его гения, так громадно, что для воспитания открывается такое обширное поле деятельности, которого оно в настоящем своем состоянии и обозреть не может». Признание наследственных задатков не только не снижает роли воспитания и воспитателя, а, наоборот, делает воспитательную деятельность целеустремленной. У воспитателей нет оснований считать себя бессильными в борьбе с отрицательными задатками наследственности и успокаиваться той мыслью, что плохая воспитательная мера будет исправлена самой природой. «Воспитатель всегда должен быть убежден, что сила воспитания так велика, что ею во всем объеме он и воспользоваться не может».

Воспитание и вообще жизнь со всеми своими влияниями, подчеркивал К. Д. Ушинский, мажет сильно изменить врожденные особенности человека. Воспитатель не может не учитывать в ребенке существующие наклонности. Он может и должен каждой врожденной наклонности дать надлежащее направление.


Полезное чтиво:
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства