Жизнь Ушинского за границей

Под предлогом необходимости лечения и изучения там постановки школьного дела К. Д. Ушинского отправляют в 1862 г. за границу. Фактически это была высылка, продолжавшаяся пять лет. 22 марта 1862 г., перед выездом за границу, К. Д. Ушинский обратился с просьбой, чтобы он где-то числился по службе: или в ведомстве императрицы Марии, или при министерстве просвещения. Министр просвещения А. В. Головнин написал: «Коллежский советник Ушинский... по известным причинам не может быть причислен к министерству народного просвещения». Эти «известные причины» – политическая неблагонадежность Ушинского, его резко отрицательное отношение к крепостническим порядкам. В результате ему пришлось выехать за границу в совершенно неопределенном положении, как в правовом, так и в материально-финансовом.

За время пребывания за границей К. Д. Ушинский изучал постановку образования в ряде европейских стран. Больше всего он находился в Швейцарии, но посещал школы Германии, Франции, Бельгии и Италии. По его письмам можно судить, что из лечения ничего не получилось и состояние здоровья его ухудшалось. В письме от 24 августа 1862 г. М. И. Семевскому, товарищу по Смольному, он с горечью писал: «Здоровье мое с каждым днем становится все хуже и хуже, и швейцарский воздух не заменит мне недостающей деятельности». Вскоре он за границей развернул свою научно-педагогическую деятельность. Там были написаны К. Д. Ушинским значительные его работы, в том числе знаменитое «Родное слово», собраны и частично опубликованы материалы «Педагогической антропологии» («Человек как предмет воспитания»).

На его моральном и физическом состоянии постоянно сказывались тоска по родине, разочарование в западноевропейской буржуазной демократии, гнетущая политическая обстановка в России. Истинный сын своего народа, он страдает на чужбине. Чудесные ландшафты Швейцарии, горный воздух не могли заменить родины. «Но почему же ты не весел, – пишет он И. С. Белюстину, – не счастлив в таком прекрасном месте, спросите Вы, может быть. Но нет, Вы этого не спросите... Что воздух для животного, то родина для человека, хотя бы эта родина была закрыта петербургскими туманами, тонула в петербургских болотах и хотя бы в этих болотах водились гады, подобные Гречулевичам. Что я здесь такое? Зевало без роду и племени; заживо похороненный человек, и живу только тогда, когда забываю, где я тружусь для моей родной страны».

Из Петербурга шли известия о преследовании и гонении на близких для него людей. «...Я так нуждаюсь, – писал он, – чтобы кто-нибудь из близких душе моей поддержали меня хоть письменным словом; иногда одолевает такая тоска, что не знаешь, что и делать. Точно будто шел, шел да и заблудился в дремучем, безвыходном лесу. И много народу, а людей нет».

Изучив политическую жизнь Швейцарии, ознакомившись с рядом учреждений и прежде всего с постановкой школьного дела, К. Д. Ушинский нашел там много интересного и передового. «Здесь не пройдешь полуверсты, – писал он, – как наткнешься на какое-нибудь учебное заведение: то первоначальные школы, то Второстепенные, то семинария учителей, то учительниц, то заведения для глухонемых, то для слепых... то рабочая школа, то сельскохозяйственное училище, то сельская библиотека... словом, просветительных и воспитательных заведений больше, чем у нас кабаков...». В каждом небольшом городишке с населением в 5 тысяч жителей, отмечал он, несколько учебных заведений, две-три библиотеки, газеты и т. д. Однако К. Д. Ушинский разглядел и понял смысл так называемых буржуазных свобод, их лживость, антидемократический характер.

«Здесь, в Швейцарии, – писал он М. И. Семевскому, – я убеждаюсь с каждым днем все более, что политическая свобода не есть еще венец счастья человеческого. Ну, вот они и свободны. Что же из этого? Позвоните только кошельком, и вы имеете перед собой самых безответных рабов; это самое нескончаемое рабство, а вся их свобода – какой-то парад, которым они и восхищаться перестали».

Крестьянская реформа 1861 г. толкала самодержавие к тому, чтобы приспособить политический строй царской России к вновь складывающимся капиталистическим отношениям, а это требовало дальнейших преобразований. О подготовке этих преобразований много говорилось, но мало делалось. Но зато усиливались репрессии против революционно-демократического и любого прогрессивного движения.


Полезное чтиво:
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства