Значение естественных наук в развитии детей

К. Д. Ушинский выдвигает ряд принципиальных положений в обоснование своей точки зрения:

1. У детей и молодежи есть огромное влечение к природе, они с любовью занимаются наблюдениями над окружающими их предметами; вследствие этого у них возникает множество вопросов, которые могут быть решены только на основе естественных наук.

2. У многих детей и молодых людей бывает страсть и замечательные способности к изучению естественных наук и полное отвращение к изучению языков. Следовательно, давать им чисто гуманитарное образование, особенно классическое, значило бы идти наперекор их природе.

В таком случае для многих юношей молодость в умственном отношении почти потеряна.

3. Естественные науки больше всего содействуют логическому развитию.

4. Они дают многостороннее развитие всем духовным способностям: сближая человека с природой, развивают воображение, изощряют силу анализа, подводят к пониманию законов и закономерностей.

5. Первоначальное умственное образование должно начинаться с естественных наук. Человек должен постепенно научиться употреблению тех орудий, с помощью которых он извлекает знания, а потом овладеть законами, которые управляют ходом вещей.

6. Естественные науки имеют огромное значение для развития всех отраслей практической жизни и благосостояния государства.

7. Они безвозвратно изгоняют предрассудки, суеверия. «Наш век представил пример позорного явления, происшедшего от невежества в естественных науках; миллионы людей верили вертящимся, пляшущим и говорящим столам».

8. Можно учиться с большой пользой и древним языкам, но делать их единственным орудием умственного развития и образования – значит не понимать, в чем состоит логика и образованность.

«В настоящее время нам нужны больше всего не эллинисты и латинисты, а земские и государственные деятели, заводчики, машинисты, фабриканты, сельские хозяева и другие реальные люди – люди живого дела и энергического труда. При тех или других условиях, при содействии или противодействии, но дети наши должны пойти этим путем и пойдут неминуемо... Латинский и греческий языки останутся занятием немногих специалистов, немногих ученых и, конечно, почтенных аскетов», – так закончил свою статью «Что нам делать со своими детьми» К. Д. Ушинский.

К. Д. Ушинский, резко выступая против дилетантов в области педагогики и министерских чиновников, которые «реформировали» учебные планы и программы, заявлял:

«Конечно, небольшая мудрость и небольшой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно или даже вредно во всех возможных отношениях – умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т. д. Но написать и предписать еще не значит понять и сделать дело: в продолжение последних тридцати лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончились совершенной путаницей, полным упадком умственного образования нашего юношества: то сочтут греческий язык таким важным... то изгоняют его вместе с латинским; то введут законоведение и естественные науки; то объявят их злокачественными и также изгонят, а на место их возвратят прежних изгнанников... Во всем этом видна крайняя несостоятельность, совершенное отсутствие убеждения и какое-то странное безотчетное увлечение в таком деле, в котором надо опираться на точных началах ума, человеческой природы и на наблюдениях над развитием собственной жизни».


Полезное чтиво:
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства