Значение физического труда в жизни человека

На примере борьбы между Северными и Южными штатами Америки Ушинский показал, что принцип рабства был не только отвратительным явлением, но и политической бессмыслицей; что толпа рабовладельцев защищала с оружием в руках отвратительный принцип рабства и благороден был подвиг тех, кто с оружием в руках защищал права человека. К Д. Ушинскому было совершенно ясно при этом, что русское крепостное право немногим отличалось от рабства, и то, что он писал о рабстве негров, в равной степени относилось и к крепостному состоянию русских крестьян.

Трудовая деятельность выступает у К. Д. Ушинского как основа нравственности и нравственного воспитания. Он на большом историческом материале показывает, что использование рабского труда отрицательно влияет на нравственность. Так, в древнем Риме «рабы, избавивши римлянина от необходимости трудиться, сделали его самого таким добровольным рабом, каким ни после, ни прежде никогда не представляла история. Но этого мало: в который из этих периодов был счастливее римлянин? Тогда ли, когда он сам пахал землю, а жена его ткала ему одежду, или когда он в один обед пожирал годовые доходы азиатских царств, когда он без помощи других даже не ел, не ходил и не думал?».

Говоря о западном буржуазном обществе, К. Д. Ушинский подчеркивал, что увеличение массы богатства не увеличивало там счастья людей, без систематического облагораживающего труда господствующие сословия теряли нравственность. Отец, проложивший себе путь своим личным трудом, писал педагог-демократ, бьется как рыба об лед, чтобы избавить своих детей от необходимости постоянно трудиться, и оставляет им хорошее состояние. В результате весьма часто именно все это отрицательно влияет на судьбы его детей, отказавшихся от необходимости личного труда, «не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными».

Когда человек лишен свободного творческого труда в жизни, перед ним открывается «дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь». Труд – необходимое условие гармонического развития человека – физического, умственного, нравственного, эстетического. Без труда невозможно и семейное счастье. Нравственные чувства не притупляются, когда супруги участвуют в труде, когда в труде воспитывают своих детей. Без обоюдного труда семейное счастье есть не что иное, как «романтическая химера».

«...Только внутренняя, духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится», – так К. Д. Ушинский говорил о влиянии труда умственного и физического на духовное, а стало быть и нравственное развитие человека. Начиная трудиться, чтобы удовлетворить свои материальные потребности, человек в этом сложном процессе развивается и духовно.

К. Д. Ушинский считал необходимым для гармонического развития человека соединение умственного и физического труда, хотя и отмечал, что «полное равновесие между ними едва ли необходимо». Очевидно, данное положение справедливо в том смысле, что человек, занимаясь физическим или умственным трудом, все же будет отдавать предпочтение тому или другому. Педагог-демократ с сожалением писал, что в современном ему обществе трудно представить такой образ жизни, когда бы человек занимался умственным и физическим трудом, необходимым и для физического, и для духовного развития) человека.


Полезное чтиво:
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства