Значение и характер игры в жизни ребёнка

В хорошо организованной, соответствующей природе ребенка школе должны найти себе место и серьезное учение, и посильный физический труд, о роли которого говорилось ранее, и игра. Все они предназначены удовлетворять потребности ребенка в деятельности.

Игра для ребенка младшего возраста имеет большое развивающее и воспитательное значение, «даже гораздо более, чем первоначальное ученье». Она воспитывает активность, инициативу, находчивость, сообразительность, ловкость движений, развивает физически и умственно, формирует характер.

«Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями ученья первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу».

За много лет до выхода работ крупного немецкого психолога Карла Гроса (1861 – 1946) по теории детской игры К. Д. Ушинский высказал глубокие научные положения о психолого-педагогической ее сущности, о роли и значении игры в развитии ребенка. Идеалом воспитания, по мнению Ушинского, должен быть в конечном счете свободный труд, а удовольствия и наслаждения имеют место во время отдыха. Счастье человека, как уже отмечалось нами ранее, педагог-демократ видел в творческом труде. Ожидание счастья свойственно и ребенку, отмечал он. Цель эта в процессе воспитания достигается не нотациями и нравоучениями, а правильно организованной деятельностью ребенка. Игра для детей – это деятельность серьезная, в определенный период жизни основной ее вид. Игра – серьезное занятие для ребенка», в котором формируются качества его личности. «Дитя само по себе гораздо способнее радоваться, чем печалиться, однако же, если мы присмотримся к детским играм, то увидим, что дети, если они еще не испорчены, не столько ищут наслаждений в тесном смысле этого слова, сколько увлекающих их занятий, и дитя счастливо вполне не тогда, когда громко хохочет и глаза его блестят восторгом, а тогда, когда оно все и очень серьезно погружено в свою игру или в какое-нибудь свое, свободно найденное детское дело».

К. Д. Ушинский совершенно не согласен с утверждением Ж. Ж. Руссо, что у ребенка имеется якобы только два резко выраженных душевных движения: он или плачет, или смеется. Напротив, доказывает Ушинский, самое обыкновенное положение ребенка – это внимательное занятие. Если ребенок радуется или печалится, то большей частью тогда, когда предвидит такое увлекательное для него занятие, или тогда, когда оно ему почему-нибудь не удается. Сильные восторги ребенка, да еще искусственно вызванные, непременно порождают капризы и скуку. Дети, избалованные подарками, сюрпризами, угодливостью окружающих, – самые жалкие дети. Ребенок должен находить счастье в деятельности, и игра в этом отношении имеет чрезвычайно важное значение в душевном развитии ребенка. До четырех-пяти лет у ребенка все преимущества в игре. В ней формируются все стороны его физического и духовного развития.

Игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельностью свободной. Однако это совершенно не означает, что воспитатель вовсе не оказывает влияния на подбор игр и состав играющих. Воспитатель может и должен оказывать влияние на характер и направление детских игр. Он подбирает игры и товарищей для них, дает идею игры, которую ребенок самостоятельно перерабатывает в своем воображении. «...Не надобно никогда забывать, что игра теряет все свое значение, если она перестает быть деятельностью, и притом свободной деятельностью дитяти. Ребенок, которого смешат и забавляют, не играет, но не играет он и тогда, когда он исполняет какую-нибудь деятельность по приказу, из желания угодить старшим и т. п.».

К. Д. Ушинский показал, что игра связана с потребностями организма ребенка, но возникла и развивалась она исторически, многие виды игр носят межнациональный характер. Это могучее воспитательное средство выработало самим человечеством, в играх выражается настоящая, неподдельная потребность человеческой природы.


Полезное чтиво:
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства