Значение игры и труда в школе

Ребенок может учиться ремеслам, утверждал педагог-гуманист, но он должен продолжать оставаться ребенком. Хорошего ремесленника можно подготовить только в том случае, если будет разработана образовательная система, педагогически обоснованная. В ремесленных школах связь с жизнью должна осуществляться через связь ремесленных знаний со знанием общеобразовательных предметов. Ремеслам надо учить так же методически и точно, с таким же уважением к детству, как учат чтению и письму.

В указанной статье К. Д. Ушинский писал о том, что будущий ремесленник должен видеть жизнь не через призму своего ремесла, но глубоко и всесторонне. Для этого будущим ремесленникам надо дать и общее образование, учить их «чтению, письму... четырем правилам арифметики, рисованию, передавая основные факты отечественной истории и географии...».

И в этом случае связь образования с жизнью к. Д. Ушинский рассматривал не с точки зрения чисто практического, утилитарного подхода, но с точки зрения общего развития человека, с позиций общественно-нравственных, патриотических.

Заканчивая статью «Необходимость ремесленных школ в столицах», он писал:

«При хорошей и нравственной ремесленной школе мы будем иметь не только отличных подмастерьев, но и хороших мастеров и хозяев из русских; тогда к нам перестанут приезжать наживаться чужеземные эксплуататоры наших замечательных дарований...» .

Школа призвана осуществлять гармоническое развитие физических и душевных сил ребенка и, давая общее образование, готовить его постепенно к труду в жизни, без чего нет общества. Воспитанника надо готовить к труду умственному и физическому.

К. Д. Ушинский был принципиальным сторонником народной школы с трудовым обучением и трудовым воспитанием. Он признавал необходимость физического труда детей («детских работ») в школе. Труд физический в школе должен начинаться с игры-работы.

«...Копанье грядок, – писал педагог-демократ, – посадка цветов, шитье платья кукле, плетенье корзинки, рисовка, столярная, переплетная работа и т. п. – столько же игры, сколько и серьезные занятия, и ребенок, работающий с таким наслаждением, что не отличает игры от работы, и переносящий терпеливо лишения, а иногда даже и значительные страдания ради своей игры-работы, указывает нам ясно, что основной закон человеческой природы есть свободный труд, – и как извращены и натуры и понятия тех, кто смотрит на него не как на жизнь, а как на тягость в жизни и хотел бы жить без труда, т. е. сохранить жизнь без сердцевины жизни».

Трудовое обучение в школе он рассматривал как существенную часть содержания образования в ней. Без труда жизнь теряет всю свою цену и все свое достоинство. Труд – необходимое условие развития человека и поддержания его достоинства. Без физического труда школа не будет оказывать и половины того влияния на характеры, судьбы и счастье людей, которое она могла сделать.

К. Д. Ушинский утверждал, что «по-настоящему не должно бы быть ни одной школы, в которой учитель и учительница не учили бы по возможности разнообразным мастерствам и рукодельям или при которой не было бы сада, огорода, куска поля, на котором бы могли работать дети: человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье; труд – лучший хранитель человеческой его нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека. Дитя, которое трудится так, если только труд соответствует его силам и наклонностям, само указывает, что ему нужно».


Полезное чтиво:
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства