Значение повторения в процессе обучения

Исходя из своей идеи природосообразного обучения, обучения развивающего и воспитывающего, К. Д. Ушинский по-новому осветил роль повторения в учебном процессе. Повторение в процессе усвоения знаний должно быть непрерывным, предупреждающим забвение, а не сводиться к зубрежке или формальному восстановлению в памяти ребенка уже давно им забытого материала. Оно в учебном процессе не эпизодическое, а непрерывное средство закрепления, расширения, углубления и уточнения знаний.

Усвоение нового в различных вариантах опирается на пройденное и известное, органически включает его, связывается с ним, чтобы никогда не забывался ранее усвоенный основной материал. Овладение новым материалом в этом случае всегда есть повторение пройденного в новых связях, содействующее дальнейшему умственному развитию ребенка. «Повторение с целью припомнить забытое показывает уже недостаток ученья и вообще плохое преподавание в школе. Плохая школа, как и плохое здание, беспрестанно чинится, поправляется и никогда не бывает в исправности, хорошая же школа, беспрестанно повторяя пройденное, никогда не нуждается в починках. Сами дети очень не любят повторения того, что ими было выучено и позабыто, и очень любят рассказывать и пересказывать то, что помнят. Воспользуйтесь же этим указанием детской природы и ведите беспрестанно повторение, предупреждающее забвение, чтобы не иметь никогда нужды повторять забытое». «Родное слово» составлено К. Д. Ушинским так, что эта установка осуществлена им последовательно и в рассказах для чтения, и в материалах по обучению грамматике.

На основе той же идеи природосообразности и единства образования и воспитания в процессе обучения К. Д. Ушинский говорил о необходимости все преподавание и воспитание детей младшего школьного возраста сосредоточить в руках одного учителя-воспитателя. Если начальное обучение осуществляется разными учителями, то единство правильного умственного и нравственного развития младшего школьника, по словам Ушинского, осуществить невозможно. В этом случае учителя разных предметов перед учениками мелькают как в калейдоскопе, так же пестро и бесследно; каждый заботится лишь о том, чтобы дети знали его предмет, не думая об усвоении ими других предметов и о единстве воспитательного воздействия. Особенно это уродливо выглядело в гимназиях. Ребенок, только это поступивший в нее, желает видеть в учителе близкого человека, напоминающего ему домашние отношения и понимающего его. Вместо этого маленький гимназист замечает лишь мелькание чиновных фигур и лиц. Еще меньше К. Д. Ушинский видел пользы от классных надзирателей и классных наставников, работавших в гимназиях того времени. «... Ведь это полиция школы, – заявлял он, – а отдав в руки полицейских чиновников душевное развитие вашего дитяти, можете ли вы ожидать чего-нибудь доброго?».


Полезное чтиво:
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства