Значение родного языка в жизни человека

У К. Д. Ушинского в подходе к языку и его происхождению чувствуется строго последовательный историзм. Первые слова, подчеркивал он, которые начал произносить человек, именно человек, то есть «животное в новом качестве», были междометиями, а может быть корнями слов, из которых могли образоваться и глаголы, и существительные, и прилагательные. Особенно важный шаг «был сделан в языке, когда появилось прилагательное, т. е. когда человек оторвал качество от предмета, который еще не имел названия. Из прилагательных образовались существительные и глаголы, последние – когда потребовалось обозначить не предмет, а явление и его совершаемость во времени. Затем началось сочетание слов, потребовавшее предлогов и союзов. Может быть, предлоги есть обрывки древних корней, ставших выражением отношений. Спряжение образовалось из прибавки личных местоимений и глагола «быть». Наречия – слова, оставшиеся в одной форме от частого употребления».

У К. Д. Ушинского мы не находим прямого указания на роль труда в происхождении языка, но он рассматривает происхождение языка как результат воздействия на человека объективного мира и отношения человека к нему. В этом, разумеется, нельзя не видеть подхода материалистического. Язык возникает из потребности человека, а не является каким-то божественным даром. В этом отношении интересны высказывания К. Д. Ушинского об образовании понятия числа, где он прямо говорит, что «если не было бы надобности считать, то не появилось бы, конечно, и слов для счета. Слово родится из потребности, а не потребность из слова».

Подход к объяснению происхождения языка и мышления как к единому процессу ставит К. Д. Ушинского в ряд крупнейших ученых самого прогрессивного направления. Со всей решительностью он подчеркивает, что невозможно представить мышление без слов, что само мышление совершается в словах.

Из всех этих положений К. Д. Ушинский делает педагогические выводы. «Изучением родного слова мы вводим дитя в дух народа, создание его многовековой жизни, в тот единственный живой ключ, из которого бьет всякая сила и всякая поэзия». Воспитатели и учителя должны заботиться о том, чтобы ребенок овладел сокровищами родного слова, и овладел сознательно. Многое ребенок воспринимает подражательно, в том числе и язык взрослых. Многие выражения и понятия воспринимаются механически. Язык, перенимаемый детьми у взрослых, не всегда бывает безукоризненным, он может быть богат в одном отношении и беден в другом. Чем примитивнее среда, в которой растет ребенок, тем беднее его язык, а следовательно и понятия.

Задача учителя – исправлять язык воспитанника, пополнять словарный запас, обогащать понятия. Язык – средство вхождения в жизнь и изучения жизни. «В языке каждого развитого народа слагаются результаты его жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов не только этого народа, но и многих других, язык которых он унаследовал: и все это громадное наследство душевной жизни бесчисленного числа людей, копившееся многие тысячелетия, передается ребенку на родном языке!».

В статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) К. Д. Ушинский писал, что учение детей отечественному языку имеет три цели: развивать в детях врожденную способность «дара слова»; ввести их в сознательное обладание сокровищами родного языка; усвоение детьми логики этого языка, грамматических его законов в их логической системе.


Полезное чтиво:
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства