Значение роли искусства в жизни ребёнка

Важнейшей сферой эстетического воздействия на ребенка является, по мнению Ушинского, и детская игра, о которой мы уже говорили, характеризуя виды деятельности ребенка. Она вызывает большой интерес и стремление со стороны детей, в ней проявляется и развивается фантазия ребенка и его творческая художественная деятельность.

К. Д. Ушинский, говоря о руководстве детскими играми, предупреждает о необходимости иметь в виду и их эстетически развивающее значение. Инстинкт подражания, столь развитый у маленьких детей, при правильном руководстве игрой не должен заглушать самостоятельных творческих художественных побуждений ребенка, претворения в игре его чувств и фантазии. Опираясь на способность детей к подражанию, воспитатель должен употребить все усилия, чтобы привести ребенка к творческой художественной самодеятельности. Не всякие игры, предостерегает Ушинский, могут стать хорошим средством эстетического воспитания детей. Бесполезными в этом отношении являются ложно дидактические, скучные игры, оторванные от жизни и лишающие ребенка самостоятельности. Много таких надуманных, скучных детских игр наблюдал К. Д. Ушинский во время своей заграничной командировки в детских садах Фребеля и в школах Фрёлиха. Он решительно возражал также против азартных игр и чрезмерных искусственных детских развлечений, которыми их отягощают взрослые. Все это преждевременно раздражает нервную систему ребенка.

Великий русский педагог большую роль в эстетическом развитии человека отводил непосредственно произведениям искусства и изучению его истории (живописи, музыки, скульптуры). Духовно развитый человек должен уметь понимать и эстетически чувствовать произведения и египетского, и античного, и средневекового искусства, искусства последующих периодов развития истории человечества. По его словам, в искусстве нельзя не оценить его «народной индивидуальности». Понимать и знать искусство, утверждал он, означает понимать и знать жизнь в различные исторические эпохи и периоды. История искусства дает возможность более глубоко проникнуть в жизнь, понять роль и значение в ней искусства. История искусства, подчеркивал К. Д. Ушинский, представляет «интерес для всякого, кто неравнодушен к прекрасному и хочет знать, через какие формы проходил художественный гений человечества, оставивший следы свои и в развалинах Вавилона, и в египетских пирамидах, и в обломках греческих статуй, и в подземных сокровищах Помпеи, и в мавританских минаретах, и в готических храмах средних веков. Такой обзор художественных произведений всех веков и всех народов не может не иметь интереса для каждого образованного человека и имеет важное значение для художника».

Уже в учебный план народной (начальной) школы К. Д. Ушинский включал пение, музыку, рисование, рассматривая здесь эти предметы как необходимые средства эстетического воспитания детей, подготавливающие их на дальнейших ступенях обучения и самообразования к более глубокому пониманию и восприятию искусства, отражения в нем прекрасного в жизни и природе.

Музыка, хоровое пение обладают, по мнению Ушинского, большой силой эмоционального воздействия на ребенка. Высоко ценил он мелодичные русские и украинские народные песни, в которых воплощен народный дух и которые отличаются «изящной поэтичностью» и человечностью. Но песня не только эстетически воздействует на детей, отмечает Ушинский, она не только оживляет и волнует человека, а является и прекрасным организующим началом. Хоровое пение располагает, по Ушинскому, «дружных певцов к дружному делу», «соединяет несколько сердец и душ в одно сердце, в одну душу», в одно глубокое и сильное эстетическое и нравственное чувство.


Полезное чтиво:
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства