Значение труда в жизни человека и общества

Оставаясь на просветительских позициях, не будучи революционером-демократом, К. Д. Ушинский верил в преобразующую силу просвещения и воспитания, не связывая их действительные успехи с революционным переустройством общества. Но его симпатии были на стороне трудового крестьянства, тех, кто в поте лица добывал хлеб свой насущный. «Но всмотритесь в его (крестьянина. – Н. Г.) физиономию, в его усталые, задумчивые глава, и вы найдете в них выражение человеческого достоинства, которого напрасно стали бы искать на белом, гладком, румяном, как крымское яблоко, и лоснящемся, как атлас, лице сидельца в енотовой шубе, похаживающего около своей лавки. От нечего делать этот сочный господин заигрывает со своим таким же разбухшим соседом: морда толстого кота, выглядывающая в окно той же лавки, глядит разумнее!». Животворную силу труда нельзя ни отнять, ни купить, ни наследовать. Она остается у того, кто трудится. Отсутствие труда вырождает сословия, лишает их человеческих достоинств, нравственности и в конце концов действительного счастья. Кто же эти люди, которые не трудятся, но присваивают труд других? «Не трудится, – утверждает К. Д. Ушинский, – и капиталист, придумывающий только как бы прожить доход своего капитала. Купец, надувающий покупателя, чиновник, набивающий карман чужими деньгами, шулер, в поте лица подделывающий карты, – плутуют. Богач, сбивающийся с ног, чтобы задать бал на удивление, пересесть своего приятеля, стащить соблазняющую его бирюльку, – играет, но не трудится, и его деятельность, как бы она тяжела для него ни была, нельзя назвать трудом... Скряга, работающий изо всех сил, чтобы набить свой сундук блестящими кружочками, безумствует, но также не трудится».

Труд имел огромное значение в истории человеческого общества, и без труда невозможно его дальнейшее развитие. «Если бы люди, – утверждал наш великий педагог, – открыли философский камень, то беда была бы еще не велика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека; словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политикоэкономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы и не одна политическая экономия (к чему бы она служила тогда?) была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться».

Вне серьезного умственного и физического труда нет развития личности, человек теряет «дорогу в жизни». «Есть и такие господа, – писал К. Д. Ушинский, – которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в бильярд или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд – не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».

Труд человека преобразует природу, создает машины, добывает хлеб, создает науку, искусство.

Труд в жизни человека и общества оказывает свое положительное влияние, подчеркивал К. Д. Ушинский, если он свободный, творческий; подневольный труд разрушает достоинство человека. Об этом он писал в 1860 г., накануне отмены крепостного права, в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», когда борьба за освобождение крестьян приняла особо острые формы. Идея о свободном творческом труде была тогда остро социальной, антикрепостнической. Об этом он писал и в последующие годы, когда утратил свои иллюзии свободы, связанные с манифестом 19 февраля, и не ждал ничего хорошего от правительства. «Труд истинный и непременно свободный, – утверждал он, – потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад».


Полезное чтиво:
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства