Знания для практической жизни человека

Общечеловеческое воспитание гармонично развивает человека, а не просто дает формальное развитие. Человека можно развивать не столько изучением классических языков, сколько языком родным, географией, историей, естествознанием, математикой, современной литературой. К. Д. Ушинский отрицает такой «реализм», когда в науке ищут «не мысли, не пищи духу, развивающей и укрепляющей его, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а именно только тех знаний, которые необходимы для той или другой практической жизни», когда смотрят «на науку как на мастерство...». Действительный реализм «можно найти в каждой науке, и различие это заключается собственно не в различии наук, но и в различии способа их изучения».

Особое внимание К. Д. Уиганского привлекла статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» и другие его статьи, вышедшие в 1856 – 1861 гг. и изданные в Одессе в 1858 и в Киеве в 1861 г. В «Журнале министерства народного просвещения» (1862, № 3) К. Д. Ушинский помещает свою большую статью «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова», в которой дает высокую оценку выступлению Н. И. Пирогова против утилитарного подхода к образованию, защите им образования общего как основы развития личности. Однако для нас представляет интерес, в чем К. Д. Ушинский разошелся с автором «Вопросов жизни». Он разошелся с ним во взглядах на то, что должно быть положено в основу общего образования.

К. Д. Ушинский понимал необходимость поиска основной идеи общественного образования. «Сомневаться ...в необходимости какой-нибудь основной идеи в народном образовании не значило ли бы вообще сомневаться в возможности разумной идеи и в гибкости человеческого разума? Не значило ли бы предоставлять случайностям самое важное общественное, семейное и частное дело?». Содержание образования определяется не только суммой учебных предметов, объемом знаний, а главным образом общей идеей, которая должна объединять все эти предметы. Приступая к школьным реформам, не осознав вполне тех идей, из которых должны вытекать эти реформы, нельзя достичь успеха в народном образовании. Надо понять и осознать современное состояние научных знаний, «здоровые требования и интересы общества».

Н. И. Пирогов в основу общечеловеческого воспитания брал классическое образование и математику. Такая постановка вопроса не удовлетворяла К. Д. Ушинского. На этой основе, считал К. Д. Ушинский, нельзя было строить образование ни в средней школе, которую имел в виду Н. И. Пирогов, ни тем более первоначальное образование народа, о чем особенно заботился К. Д. Ушинский.

Н. И. Пирогов утверждал, что в борьбе со средневековой схоластикой, папизмом классическое образование сыграло положительную роль. К. Д. Ушинский, возражая ему, писал:

«Если изучение латинского и в особенности греческого языка положило основание к освобождению от тех оков, в которые папизм усиливался заковать человеческий ум, то это еще не значит, чтобы изучение других наук, если бы они существовали в то время, не могло сделать того же самого. Математика, астрономия, физика и химия, история, расширение географических сведений не менее, а может быть и гораздо более, чем изучение классических языков, служили к разогнанию мрака средневекового невежества».


Полезное чтиво:
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства