Бороться за судьбу каждого ребёнка

Я всегда избегала скоропалительных безапелляционных выводов: этот – такой, а тот – этакий. Дети есть дети, и каждый с «чудинкой», со своим неповторимым характером и неповторимой судьбой. Бывают среди них и злые, и упрямые, и эгоистичные, и сумасбродные – до невероятности. Но не руби с плеча: «С ним ничего не сделаешь!» Лучше с величайшей бережливостью: это же человек! – разберись, почему он стал именно таким, пойми причины и мотивы его поведения. А после поступай так, чтобы твои слова и дела шли на пользу ученику.

Особого внимания требуют подростки. Они считают себя уже взрослыми и всячески отстаивают свою самостоятельность, стремятся утвердить свое «я» в мнении окружающих во что бы то ни стало. Их манит все неизведанное, порой связанное с риском, с преодолением препятствий. Так пусть дерзают, пробуют, открывают! Вот написала так восторженно – и сразу вспомнила случай с моим собственным сыном. Прихожу как-то вечером домой, готовлю ужин, а доченька, Лена, все «новости» рассказывает. «А наш Витя победил...» – говорит. Вначале я воспринимаю спокойно: «Ну, победил, и хорошо!» И вдруг чувствую, что мне становится плохо – вот-вот упаду: это до меня «доходит» дочкин рассказ. Оказывается... Недалеко от нашего дома железнодорожный переезд. Если закрыт шлагбаум, товарный поезд замедляет ход. А Витя со своим дружком «ныряют» под идущими вагонами – туда и обратно! – кто больше... Я даже похолодела, представив, что могло бы случиться, и долго не могла прийти в себя. И сын понял мое состояние, мое потрясение, когда я назвала его жестоким и бессердечным. Понял – и больше никогда не огорчал меня бездумным и никчемным лихачеством. Не знаю, может, я и не права, но думаю, что с только такой силой переживания за судьбу мальчишки или девчонки надо выходить к ним для решительного, бескомпромиссного разговора. За судьбу каждого – так же, как за судьбу собственных детей. Иначе учителю нельзя!» Хочется привести отрывок из очерка Н. Пижуриной «Сто историй в день» (Семья и школа. 1983. № 10).

«Был случай. Разняв в коридоре четвероклашек, она обоих привела, чтобы успокоились, к себе в кабинет, где начинался урок химии у девятиклассников. Они просидели весь урок не шелохнувшись, хотя тема была им недоступна: «Теория электролитической диссоциации». Говорят, после этого отбою не было от этих пареньков, желавших еще посидеть у нее на уроках. А один из них так пристрастился к наукам, что завел тетрадку с надписью «Диссертация».

Такие истории можно было бы считать лишь забавными случаями из школьной жизни, если бы не просматривался в них некий педагогический принцип – располагать к себе сердца детей, считать их всех своими, родными. Бывает иногда, что даже первоклассники, например первый «А», вместе с их учительницей приглашаются на урок повторения к десятиклассникам. Малыши застенчиво рассаживаются рядом со старшими и слушают сначала, как те отвечают на вопросы своей учительницы Людмилы Васильевны, потом осматривают кабинет, в котором чего только не выставлено за стеклом на полочках. И вместе со старшими ребятами делают один эффектный опыт. А заодно слышат несколько историй, связанных с наглядными пособиями, украшающими кабинет. Потом уже не забывают туда дорогу.

Людмила Васильевна и теперь кажется все такой же молодой, энергичной, какой входила в класс, где учились родители сегодняшних первоклассников. Та же стремительная походка и живые глаза. Ее способность легко находить общий язык с человеком, смешливость, подвижность могут показаться даже беспечностью, чуть не легкомыслием, если не знать, какой это на самом деле серьезный и вдумчивый человек. На перемене слышу, расспрашивает девчушку, которая забрела в кабинет явно не в первый раз посмотреть коллекцию кристаллов: «А дедушка здоров? Ты с ним дружишь?»

– Тоже из семьи ваших учеников? – спрашиваю.

– Нет, на этот раз нет. – В задумчивости добавила: – Тут у человека что-то с родителями не ладится. Тоскует ребенок. Перед моими глазами сто историй в день происходит.


Полезное чтиво:
Искренность в отношениях учителя и учеников
Военное положение в городе
Девочка и старинная скрипка
Что сказала учительница
Боец спасает девочку
След войны в судьбе учительницы
Следопытский поиск в классе