Читая письма Менделеева

Прямо с поезда, оставив вещи в камере хранения, юные питерцы направились на Красную площадь. Постояли у Мавзолея. Дождались смены почетного караула. В этой поездке ученики Л. В. Моховой выступили в школе № 50 перед своими сверстниками. Они эмоционально рассказывали о пламенном патриотизме и беспримерном служении Родине, феноменальном трудолюбии и неразрывной связи с родной природой великого русского ученого Д. И. Менделеева.

В Клину путешественники побывали в доме-музее П. И. Чайковского. Очарование музыки подготовило школьников к поэтическому восприятию подмосковного края, который был для Д. И. Менделеева источником вдохновения в неустанной творческой работе. В Боблово шли пешком.

Из письма бывшего ученика Л. В. Моховой.

До сих пор перед глазами белые березовые рощи, тихие речки в зарослях ивняка, домики с резными наличниками, рубленые колодцы с «журавлем» и уходящие вдаль линии электропередачи. Вижу дорогу на Шахматове, бобловский сад, спуск к старому, заросшему пруду... Нет, не случайно говорил Менделеев, что в Боблове ему хорошо работалось и вольготно отдыхалось. Там, среди простых русских людей явственнее виделось ученому славное будущее своей страны, своего народа. И не там ли, в родных сердцу местах, записал он в своем дневнике: «Видишь этот народ, простой и милый, глядящий прямо в глаза, и веришь в его судьбу».

Потом была поездка в Удомлю Калининской области, где родился и провел детство отец ученого – Иван Павлович Менделеев. А неподалеку от Удомли, в селе Млево, у своей двоюродной сестры Елизаветы Тимофеевны летом 1852 г. гостил Дмитрий Иванович. Прежде чем повезти группу, Мохова много вечеров провела в Публичной библиотеке. Просмотрела все подшивки удомельской районной газеты «Путь Октября», краеведческие справочники. Ей хотелось побольше узнать о родословной семьи Менделеевых. По крупицам накапливались сведения, намечался самый верный маршрут по деревням и селам Удомельщины.

Дни зимних каникул выдались чудесные: мороз и солнце. Незабываемые картины северной природы открывались перед школьниками. Десятки километров от села к селу, от деревни к деревне прошли воспитанники Людмилы Васильевны. Радушно встречали юных питерцев местные жители, помогали в поисках родственников Д. И. Менделеева. И вот удача. Ребята обнаружили неизвестные ранее письма Ивана Павловича Менделеева, отца великого ученого. Их сохранила учительница села Млева Н. Любская, внучка Елизаветы Тимофеевны Георгиевской (урожденной Соколовой, т. е. двоюродной сестры Дмитрия Ивановича). Затем письма перешли к правнучкам Елизаветы Тимофеевны – Ольге Николаевне Ливановой и Наталье Ивановне Титовой. Эти семейные реликвии родственницы Д. И. Менделеева передали в дар школьному музею. Уроками высокой нравственности и душевной отзывчивости остались в памяти учеников удомельские встречи.

В Петербурге Мохова с упорством исследователя, с бережным терпением реставрировала, расшифровывала письма отца Менделеева. Некоторые строки и целые куски текста на пожелтевших от времени, потертых страницах почти не были видны. Даже при первом чтении Людмила Васильевна поняла, что письма представляют огромный интерес, и прежде всего для нравственного воспитания молодежи.

Написанные Иваном Павловичем Менделеевым в период с 1822 по 1839 г., они позволяли полнее представить жизнь и быт семьи, нравственные принципы родителей Дмитрия Ивановича. В письмах отца проявились характерные фамильные черты, которые передались и сыну: жажда знаний, честность и порядочность, исключительное трудолюбие, уважение к людям. В ту пору Иван Павлович был директором Тобольского народного училища, педагогом с прогрессивными взглядами. В Тобольске родился и Митя – будущий великий химик Дмитрий Иванович Менделеев. В городе над Тоболом прошло привольное детство мальчика. Письма отца свидетельствуют о сердечных взаимоотношениях в семье, о заботе о детях. Так, в письме к матери Иван Павлович пишет, что постоянно помнит о своих родительских обязанностях, ибо с «переездами ничего не накопил такого, что бы мог им оставить в наследство, кроме (того) чтобы они были добрые люди». Сообщает также, что дочери хорошо читают и пишут по-русски, изучают французский язык; играют на гитаре и фортепьяно, хорошо рисуют, учатся танцевать.

А в письмах к племяннику Ивану, вступающему в жизнь молодому человеку, Иван Павлович советует не гоняться за чинами и богатством, а служить по совести, испытать свои силы, читать полезные книги. Он напоминает, что «эгоизм нигде не похвален» и что не богатство и знатность, а «одно усердие, честность, благородное прохождение своего служения» превыше всего на свете.

«Дай бог, – пишет И. П. Менделеев, – чтобы ты наследовал правоту и честность наших предков... Кто с ними (такими) чувствами вступает в службу, тот не посрамит себя ни самолюбием, ни корыстолюбием, а тем более хищениям чужого. Извини моей морали, которой я тоже учился на берегах Тихомандрицы».


Полезное чтиво:
В музее Ломоносова
Разговор с родителями одной ученицы
Оригинальная коллекция минералов и «Элементарий»
Должно быть призвание к профессии
Когда читают стихи и проводят экскурсии
Роль школьников в охране природы
Отдавать все силы школе