Деятельность общества «Юный химик»

Л. В. Мохова ничего не забывает, что касается общего нужного дела. В разговоре о будущей профессии со своими воспитанниками она рассказала о том, какое применение получают ЭВМ и какие новые специалисты рождаются в связи с этим. Рассказывала, как всегда, интересно, с конкретным примерами. Но в то же время понимала, что эффективность таких бесед будет невелика, если ученики не включатся в непосредственную работу на ЭВМ. Надо было думать о создании технической базы информатики.

Помог счастливый случай. Впрочем, в каждом счастливом случае есть закономерность... Воспитанники Моховой – давние участники научно-практических конференций Всесоюзного химического общества. И участники очень активные. Свыше 50 дипломов и грамот получили они, выступая в Москве с докладами. Они – неоднократные победители химических олимпиад. В результате их упорных краеведческих поисков создан школьный музей Д. И. Менделеева. Учитывая плодотворную деятельность общества «Юный химик», руководимого Людмилой Васильевной, Всесоюзный совет научно-технического общества выделил 80 тыс. рублей на оснащение кабинета химии. Мохова и ее питомцы решили: на эти деньги создать дисплейный класс.

Такой класс создали. В нем 12 ЭВМ «Агат» и 70 микрокалькуляторов. Новый класс-кабинет стал центром большой и разнообразной работы по информатике и вычислительной технике. И конечно, наиболее активно включались в эту деятельность питомцы Л. В. Моховой. Пример показывала сама учительница. Надо было составить тексты программ, выбрать назначение их, перевести на язык машины, переписать на диск. Опять поиск, опять десятки вариантов, прежде чем было найдено оптимальное решение.

Из выступления Людмилы Васильевны Моховой на городских педагогических чтениях. «... ЭВМ с каждым годом раскрывает свои неограниченные возможности со всенарастаюшей масштабностью. И школа не может, не должна стоять в стороне от этого процесса. Информатика, вычислительная техника применяются во всех областях науки и народного хозяйства, а ведь именно для народного хозяйства, для научных исследований мы и готовим наших учеников. Давайте же возьмем в помощники и союзники компьютеры, которые могут стать могучим средством общения, которые существенно расширят возможности и педагогов, и учащихся. На любом уроке – без исключения. На уроках химии – особенно. Компьютеры незаменимы при решении задач расчетного характера, они автоматизируют вычислительные операции. Машина помогает корректировать процесс обучения, комментируя и оценивая действия учащегося. Налицо зримая и эффективная обратная связь, о которой мы давно мечтали.

Представьте себе такую картину: на дисплее персонального компьютера перед учеником текст с графиками, схемами, записями реакций. Школьник вчитывается (а для этого требуется усиленное внимание), осознает, усваивает материал, а потом отвечает на контрольный вопрос, который тоже появляется на экране дисплея. Набрав на клавиатуре ответ, ученик тотчас (а это очень важно – тотчас, когда все так свежо в памяти!) получает сигнал: «Молодец! Ответ правильный!» Если же в ответе обнаруживается ошибка, ЭВМ выдает на экран другой сигнал: «Ответ неправильный! Попытайся еще раз решить задачу!» Если ученик делает несколько неудачных попыток, то ПЭВМ (персональная ЭВМ) подсказывает: «Неверно расставил коэффициенты в уравнении реакции». В случае абсолютной неудачи компьютер предлагает ученику правильное решение с комментарием всех допущенных ошибок. Затем на дисплее появляется новая задача, и – снова контрольный вопрос. И так до тех пор, пока ученик не усвоит материал.


Полезное чтиво:
Разные типы программ по химии
Удачные работы юных химиков
Изучая педагогический опыт Моховой
В музее великого учёного-химика Менделеева
Читая письма Менделеева
В музее Ломоносова
Разговор с родителями одной ученицы