Деятельность учителя в школе

Жизнь всегда выдвигает самые насущные проблемы современности. Наш век поставил грандиозные задачи эволюционных преобразований в нашем обществе. Главная роль в совершенствовании всех сторон нашей жизни принадлежит молодежи. Именно поэтому долг и обязанность учителя – осознать свою великую миссию воспитать Человека.

Людмила Васильевна со всем жаром души принимает самое активное участие в процессе обновления школы. Живое дело всегда увлекало ее. Она и раньше всячески поддерживала каждое разумно, и доброе начинание, была поборником любой полезной инициативы в школе. Потому-то и тянулись к ней молодые учителя, приходили за помощью, за советом. И как бы ни была занята Л. В. Мохова, она находила время для обстоятельной и конструктивной беседы с коллегами. Да и свою работу она никогда не представляла без поиска, без устремленности в завтрашний день. Время эволюционных преобразований, борьба общества за восстановление нравственных ценностей и идеалов прибавили Л. В. Моховой новый заряд энергии, усилили душевный накал.

Материалы февральского совещания, политические рекомендации учительству были настолько созвучны ее мыслям, надеждам и чаяниям, что каждое положение воспринималось как свое, кровное, рожденное долгими годами труда и раздумий. Многое, сказанное на Пленуме, было как раз то, что уже давно отстаивала Л. В. Мохова, что решительно и настойчиво утверждала в своей преподавательской практике.

Многое еще предстоит сделать. Теперь открываются неограниченные возможности для педагогического творчества. Всем сердцем она приветствовала призыв партии всемерно повышать авторитет учителя, «избавить его от мелочной опеки... освободить его время и силы для главного... устранить все рогатки и барьеры на путях новаторства в педагогике».

«Из многих слагаемых складывается авторитет учителя, – говорила она на педагогическом совете школы, – на первом месте – обширный запас знаний, педагогический дар и мастерство. Хочу на помнить очень верные слона Дмитрия Ивановича Менделеева: «Только гот учитель и будет действовать плодотворно на нею массу учеников

который сам силен в науке, ею обладает и любит. Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на высоте современных знаний в своей специальности». В то же время Дмитрий Иванович считал, что ограниченность в знаниях только своей специальностью не способствует воспитанию гармонично развитой личности...

Сейчас мы можем смело пробовать, творить, быть более самостоятельными в нашем очень живом человеческом деле, которое, по сути, не терпит ни застоя, ни шаблона, ни формализма, ни равнодушия. Но творчество рождается лишь на основе опыта и глубоких, разносторонних знаний, систематической учебы. Нашей с вами учебы! Учитель, как никто другой, – вечный ученик. Но это он должен сказать себе сам. Не дожидаясь указаний сверху. Без этого голоса собственной совести учитель перестает быть настоящим учителем».

Л. В. Мохова никогда не довольствовалась благими пожеланиями, а старалась претворить их в жизнь. Она добивалась от администрации предоставления учителю свободного – творческого! – дня, чтобы больше времени можно было отдать самообразованию, искусству, новым книгам. Она была убеждена, что от учителя к ученику передаются не только знания, но и общая культура, разносторонность интересов, понимание прекрасного. И конечно же, верное понимание современности, чтобы сказать молодежи свое слово!

Заботой о воспитании нравственно богатой личности ученика вызваны и ходатайства Л. В. Моховой дать и старшеклассникам свободный от занятий день. Петербургское ГУНО разрешило коллективу школы перейти на пятидневку. Вскоре стали заметны и благотворные перемены: все чаще ребята посещали библиотеки, театры, музеи. Оживилась художественная самодеятельность, больше участников привлекали читательские конференции, спортивные соревнования. Надо отметить, что эти плодотворные, наполненные интересными делами, субботние дни помогли педагогам лучше увидеть и глубже понять неповторимую индивидуальность личности ребенка.

Л. В. Мохова справедливо считает, что она может помочь проявлению таланта, инициативы, новаторства среди учителей. Гражданское беспокойство за судьбы детей, за сегодняшний и завтрашний день школы ведет Людмилу Васильевну во многие города страны на встречи с товарищами по профессии. Она выступает с рассказом о своем опыте в Брянске, Орле, Белгороде, Кирове, Уфе, Ульяновске, Калинине, Таллинне, Вильнюсе, Якутске...

Ее разговор с коллегами – это вдохновенная импровизация, основанная на богатейшем педагогическом опыте, пронизанная верой в творческие силы учителя. Ее убедительный рассказ, демонстрация наиболее оригинальных наглядных пособий, ее оптимизм и исключительная откровенность не проходят бесследно. И как бы ни складывался разговор, к каким бы проблемам обучения и воспитания детей ни обращалась Л. В. Мохова, она одну мысль проводит неуклонно: обновление школы, перестройку учителю необходимо начать с себя.


Полезное чтиво:
Картины детства Людмилы Моховой
Смерть отца стала трагедией
Отец и мать в жизни девочки
Воспитание детей начинается в семье
Мастерство приходит не сразу
Какими были наши юные годы
Когда Мохова была вожатой