Доклады юных химиков

«Юный химик». Каждый год, в апреле, в весенние дни, в школе проводится итоговая конференция этого общества. Доклады ее участников – результат большой и напряженной работы старшеклассников и неутомимой организаторской деятельности Л. В. Моховой. Людмила Васильевна не только тактично подсказывает тему, но и делает все для того, чтобы исследования и наблюдения проходили в условиях заводских и фабричных лабораторий, в НИИ, непосредственно на производстве, подыскивает для юных химиков консультантов, как правило, из бывших своих учеников.

Тематика докладов всегда актуальна: «Загрязнение и запыление атмосферы и борьба с ними», «Очистка природной воды», «Очистка сточных вод предприятий текстильной промышленности Невского района», «Загрязнение окружающей среды выхлопными газами автомобилей», «Охрана атмосферного воздуха на территории Невского района», «Адсорбционные методы рафинирования литейных алюминиевых сплавов», «Новый метод синтеза фосфатных стекол», «Галогены, их биологическая роль, токсическое действие и применение в медицине», «Комплексные соединения и их применение в народном хозяйстве», «Проблемы, связанные с применением двигателей внутреннего сгорания, и методы их решения» и др.

Примечательно, что некоторые практические рекомендации докладов юных химиков были приняты для внедрения в жизнь руководителями ряда учреждений и предприятий Невского района.

Большое воспитательное значение имели доклады о деятельности ученых-химиков в блокадном Петербурге, об их вкладе в победу над фашизмом. Навсегда останется в памяти слушателей следующее: «В начале войны фашисты забрасывали Петербург зажигательными бомбами. По заданию Смольного ученые искали защитное средство от огня. И нашли – обработка деревянных зданий раствором двойного суперфосфата. За кратчайший срок были обработаны почти все чердачные перекрытия, в том числе здания Эрмитажа, Русского музея, Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина».

В канун 40-летия Победы в Великой Отечественной войне учащиеся читали свои доклады фронтовикам, защитникам Петербурга, учащимся соседних школ и ПТУ, шефам НПО «Пролетарский завод».

Много полезного делают школьники под руководством Л. В. Моховой.

Девятиклассники изготовили турникет, состоящий из 12 стендов, на которых – статьи Конституции России по охране природы, план ГОЭЛРО, решения правительства по развитию химической промышленности, сведения об объеме производства важнейших видов химической продукции России, фотографии выдающихся химиков, сведения об их деятельности и открытиях. Эти стенды постоянно используются на уроках химии. Они ярко оформлены и содержат интересные сведения по определенной теме.

Характерная черта педагогического метода Л. В. Моховой – воспитание делом. Делом нужным, важным, полезным. Учительница не проводит долгие назидательные беседы о необходимости любить труд: она сама показывает пример исключительного трудолюбия, творческого поиска, вместе со школьниками создавая уникальные наглядные пособия для кабинета химии. И учащиеся очень бережно относятся к результатам труда своего и товарищей. Ни разу не было случая, чтобы кто-нибудь поцарапал стол, сломал стул, разбил стекло. Даже хрупкие пробирки служат годами, хотя лабораторные работы идут постоянно.

Вот уже десять лет Людмила Васильевна Мохова проводит опыты с малым количеством реактивов. Этот метод воспитывает хозяйское отношение к государственному имуществу (реактивы, горючее), приучает учащихся к экономии, внимательности, аккуратности, точности.

Учитель говорит: «Начинаем эксперимент». Ребята чуть подвинули крышки столов на себя. Открылся ящик с реактивами и посудой. Маленькие колбы и пробирки, аптечные пипетки, микрошпатели... Движение руки – и ящичек поднялся до уровня стола. Еще секунда – это положение зафиксировано особой ручкой, и крошечная, однако хорошо приспособленная для опытов с малым количеством реактивов химическая лаборатория готова к работе... Стол-лаборатория – собственная конструкция Л. В. Моховой. Учительница сделала все, чтобы, экономя минуты и секунды урока, связать применяемую методику с воспитательными задачами.

– У нас в работе едкий натр, серная кислота и фенолфталеин. Пипеткой берем пять-шесть капель. В крайнем случае используем шесть-семь. Восемь – уже лишнее...


Полезное чтиво:
Взаимоотношения учителя и воспитанников
Всегда важна поддержка
Особенности метода Людмилы Васильевны
Методическая находка – обобщающие конспекты
Письма благодарных учеников
Как создавались карточки
Открытый урок Моховой – любой