Должно быть призвание к профессии

Диплом еще не призвание. Главное, почувствовать, к чему душа лежит. Конечно, загадывать на будущее трудно. Но помочь правильно сделать выбор надо! Мечта Галины – спорт, институт имени Лесгафта. И это не беспочвенная мечта. Девушка – хорошая спортсменка. У нее превосходные результаты по бегу, по прыжкам в высоту. На городских соревнованиях по легкой атлетике всегда занимает призовые места. Если бы видели Галю на стадионе, залюбоваться можно – азарт, задор, красота! К тому же она и организатор превосходный: дружную волейбольную команду в классе подготовила, даже мальчишки ее тренером зовут. Есть у нее педагогический талант. Так что и учителем физкультуры, без сомнения, будет отличным. Такие преподаватели очень нужны школе – энергичные, инициативные, молодые.

– Но и от химии она без ума, – возразил отец.

– Современному преподавателю физкультуры крепкие знания по химии необходимы. Так же как и по физике, и по биологии, и по литературе. Я ничуть не огорчаюсь, когда мои отличники, победители олимпиад выбирают другую профессию.

– Хотелось бы посолиднее для нее профессию подобрать, – сокрушенно вздохнула мать. – Сейчас бегает, прыгает, потому что молода. А выйдет замуж – особенно не попрыгает. Почему бы Гале не пойти в Технологический. Там она практику проходила, такой прекрасный отзыв получила. Поговорите все же с ней. Может, передумает. Ваше слово для нее – все... Ведь мы же хотим дочери счастья.

– Я тоже хочу, чтобы Галя была счастлива, – сказала учительница. – А будет ли она счастлива,

если подчинится чужой воле и пойдет в Технологический?.. Сомневаюсь. Помните фильм «Доживем до понедельника»? Там один из героев – старшеклассник в сочинении написал: «Счастье – это когда тебя понимают». Да, старшие должны понимать детей. Должны и вы понять Галю. Но что интересно... Галя – тоже в сочинении – дала свое определение счастья: «Счастье – это прежде всего понять самого себя! Понять, в чем твое призвание! Счастье – это любимое дело, которому готова отдать жизнь!» По-моему, прекрасно сказано. От души. Будем только радоваться, что Галя поняла, в чем ее призвание...

Не сразу в семье Смирновых воцарилось взаимопонимание. Но уверенность учительницы в будущем своей воспитанницы передалась и родителям. Подобных случаев в жизни Л. В. Моховой немало. Сколько раз она проявляла максимум настойчивости, такта и изобретательности, чтобы каждый ее ученик нашел занятие и профессию по душе. Но за профессиональной ориентацией Л. В. Мохова никогда не забывала об ориентации жизненной, нравственной, гражданской.

Идут годы. Один выпуск сменяется другим. Но не изменяют школе ее выпускники, никогда не забывают свою наставницу. По-прежнему – и нередко в полном составе – собираются в кабинете химии, приходят на воспитательский час – к новым ученикам Людмилы Васильевны. Рассказывают и о своих незабываемых поездках, показывают альбомы с фотографиями. Не удивительно, что ребята, по-хорошему завидуя выпускникам, также рвутся в дальнюю поездку. Подходят к Л. В. Моховой: «Разве мы не сможем?»

В канун 40-летия Победы над гитлеровской Германией Мохова повезла своих учеников в Брест и Минск. Многое дала школьникам эта поездка... Из сочинения.

Я, как и все в классе, прочитал книгу С. Смирнова о героях Бреста, повесть В. Васильева «В списках не значился». Но с каким волнением ждали мы часа, когда сами иступим на легендарную землю, которая первой приняла удар фашистских захватчиков. И вот настала эта минута. Мы шли по широким улицам мимо красивых зданий, и даже не верилось, что кругом были сплошные развалины, когда враг обрушил на пограничный город тысячи бомб, снарядов, мин. Нам не терпелось увидеть Центральный остров, где насмерть стояли защитники цитадели, где каждый камень хранит память о стойкости наших воинов. Только вначале предстояло выступить в школе № 1. Там мы как бы держали экзамен перед фронтовиками-ветеранами, которые пришли на встречу. Надо ли говорить, как почетно и ответственно было выступать перед людьми, которые прошли сквозь ужасы войны, не жалели жизни ради победы... И каждый из нас помнил, что мы представляем город-герой Петербург...

С такими чувствами мы и поднимались по каменным ступеням лестницы, которые вели к Вечному огню в цитадели. Сгущались сумерки. И от багровых лучей подсветки казалось, что горят стены, что идет кровавый бой. А из огня и мрака вырастал устремленный ввысь, к звездам, штык-обелиск – символ воинской славы и доблести.


Полезное чтиво:
Когда читают стихи и проводят экскурсии
Роль школьников в охране природы
Отдавать все силы школе
Деятельность учителя в школе
Картины детства Людмилы Моховой
Смерть отца стала трагедией
Отец и мать в жизни девочки