Доверие в отношениях класса и учительницы

В становлении характера старшеклассников немаловажную роль играло исключительное доверие Л. В. Моховой к своим воспитанникам. Она никогда не боялась поручать юношам и девушкам самые сложные и ответственные дела, предъявлять к ним высокие и строгие требования. «Надо видеть личность в каждом ученике и надо уважать личность ребенка!» – этому гуманному педагогическому принципу ни разу не изменила Людмила Васильевна. И старшеклассники отвечали на доверие доверием: как самому родному человеку поверяли они ей секреты, сомнения, обиды и радости. И не было в классе страшнее и позорнее проступка, чем подвести любимую учительницу.

Немало денег приходится собирать в классе: то на подписку, то на театральные билеты, то на фотографии... И конечно же, основательные финансовые расчеты требуются при подготовке поездок в другие города. Этим ответственнейшим делом занимаются сами школьники. К поручению относятся очень серьезно, не допуская расхлябанности и неаккуратности. Приучаются вести счет деньгам, ценить каждую копейку. Не было случая, чтобы необходимая сумма не была сдана точно в назначенный срок. И, как правило, ребята непременно докладывали товарищам о выполненном поручении: «Все в порядке!»

Если на дежурство в школе заступали питомцы Людмилы Васильевны, то педагоги облегченно вздыхали: на этажах, в столовой, в библиотеке, в вестибюле будет полный порядок. И в этом не было никакого секрета! Просто юноши и девушки с красными повязками не проходили мимо малейшего нарушения дисциплины. Они в первую очередь строго спрашивали с себя: «Мы в ответе за школу!»

Когда осенью мы со школьниками выезжали в совхоз «Красный Октябрь» на уборку овощей, то меня всегда восхищало, как дружно, сноровисто, азартно работает класс Людмилы Васильевны. Обычно ее ребята успевали убрать свой участок раньше всех. Но с поля не уходили, спешили на помощь младшим. «На совесть трудятся», – сказал как-то агроном совхоза. Действительно, я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь отнесся к уборке бесхозяйственно. Впрочем, я уже знал, если бы и случилось такое, тона разгильдяя обрушился бы гнев товарищей по классу.

Да, учительница воспитала в юношах и девушках привычку открыто говорить друг другу, что хорошо и что плохо. И сама всегда была правдива со своими воспитанниками. Прямо, с присущей ей горячностью говорила о том, чем недовольна, что ее волнует и беспокоит. В то же время очень терпеливо и внимательно выслушивала мнение старшеклассников, их возражения и доводы, была убеждена: все, что происходит вокруг, все, что видят школьники, это и их ума дело. Главное – не уходить от вопроса, не хитрить с ответом, не давать уклончивые, расплывчатые оценки. Привыкшая жить по правде, Людмила Васильевна не могла уводить своих воспитанников от правды, какой бы горькой она ни была. Начиная откровенный диалог с классом, Л. В. Мохова знала, что не все решатся на смелое, раскованное слово. Ведь сколько учеников – столько характеров. Один без смущения расскажет обо всем, что думает, другой – постесняется. А иному и хочется высказаться, вылить давно наболевшее, но очень уж интимно и сокровенно то, что жжет сердце и ищет выхода, – нет, лучше промолчать. Потому Людмила Васильевна просила ребят подчас написать на отдельных листках все, что «просится на перо»: «Хочешь – не подписывай, это твое право, но твой голос обязательно будет услышан, каждое твое соображение будет учтено».

Много ранее неизвестного открывали учительнице исписанные торопливым почерком листочки. Л. В. Мохова бережно сохраняла их: за каждым была судьба ребенка. Они помогали Людмиле Васильевне войти в духовный мир учеников, узнать их ближе. А обещание свое Л. В. Мохова выполняла свято: учитывала каждое мнение, не оставляла без внимания ни один вопрос. Учила ребят отстаивать свою точку зрения – убедительно доказывать свою правоту. Постепенно и самые «заядлые молчуны» втягивались в оживленную дискуссию о жизни, о времени, о себе, с каждым разом говорили все смелее, свободнее, становясь равноправными участниками очень важного для молодежи разговора. Л. В. Моховой было приятно подмечать добрые перемены в духовном облике своих питомцев, в культуре речи, в манере вести спор. Но больше всего ее радовало то, что каждый ученик становился лично причастным ко всем делам класса, активно, заинтересованно решал любые задачи, которые ставила школьная жизнь перед учениками.

Именно каждый – как равноправный член коллектива. Этот демократический принцип способствовал установлению в классе прочных дружеских взаимоотношений, исключал возможность появления различных групп. Даже само слово «пассив» как-то незаметно ушло из обихода: все, без исключения, были вовлечены в большую работу, все были незаменимы, и осознание своей нужности, полезности общему делу предопределяло нравственное становление личности, духовный рост юношей и девушек.

Они были далеко не ангелами – эти обыкновенные ребята из-за Невской заставы. Как у всех, у них было немало недостатков. Но об этих недостатках говорили прямо в глаза друг другу, указывали на просчеты и ошибки, предлагали свою помощь в учебе. На критику не обижались, понимали, что она вызвана искренним желанием помочь товарищу стать лучше, совершеннее.

Так – «всем миром» – составляли выпускные характеристики. Характеристика рождалась в результате горячего обсуждения и была не простой бумажкой, подшитой к личному делу, а самым авторитетным и убедительным свидетельством гражданской зрелости выпускника.


Полезное чтиво:
Людмила Васильевна и ученики
Успех школьного концерта
Холод на улицах города
Как нашла себя Людмила
Работа Моховой с ребятами в северной школе
Любовь к поэзии
Привить интерес к поэзии у старшеклассников