Факультатив по химии Людмилы Моховой

Среди представленных мне разнообразных предложений было одно – общее для всех: «Не занимать четверг, так как в этот день факультатив по химии!»

– Но не все, наверное, пойдут на факультатив? – спросил я.

– Все! – дружно ответили старшеклассники. – Да из других классов тоже много. Даже из других школ приходят.

В ближайший четверг я пошел на занятие факультатива, кабинет химии действительно был полон. В тот день ребята самостоятельно проводили эксперименты. В процессе сосредоточенной и увлеченной работы они преображались. Я не заметил ни одного равнодушного лица. Ребята с явным удовольствием обращались с хрупкими пробирками и колбами, искренне радовались полученным результатам, оживленно обсуждали их друг с другом. Л. В. Мохова подходила то к одному, то к другому столу. Кратко объясняла причину неудачи, давала совет, который ничуть не умалял самостоятельности учеников, улыбкой отмечала успехи своих воспитанников. Притягательность факультатива для учащихся заключалась именно в том, что Людмила Васильевна давала каждому возможность испытать себя на практике, проявить свои способности и знания.

Много раз я слышал и рассказ Моховой на факультативных занятиях. Это не было ни продолжением, ни повторением урока, ни дополнительным занятием, что нередко практикуется в школах. Она рассказывала школьникам о химии как о самом интересном и необходимом в жизни предмете. Приводила множество примеров из истории и географии, из всех областей искусства и, конечно же, из самой жизни. Беседа Людмилы Васильевны отличалась глубокой убежденностью, страстностью, что неизменно вызывает у слушателей сопереживание – необходимое условие для взаимопонимания взрослых и детей. Приведенное Л. В. Моховой высказывание профессора Протасова из пьесы А. М. Горького «Дети солнца» звучало как гимн науке, ради которой и пришли школьники в кабинет химии: « Но прежде всего и внимательнее всего изучайте химию, химию! Это изумительная наука, знаете! Ее зоркий, смелый взгляд проникает и в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, в невидимые частиц1 вашего сердца, в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни...»

Факультативные занятия Л. В. Моховой не только углубляют знания учащихся в области химии, но и расширяют их гражданский кругозор, воспитывают любовь и уважение к человеку-труженику, гордость за лучших сынов Отечества, посвятивших свою жизнь беззаветному служению науке во имя будущего. Ее ученики с увлечением читают книги о М. В. Ломоносове, А. М. Бутлерове, А. П. Бородине, Д. И. Менделееве, С. В. Лебедеве, «Занимательную минералогию» и «Воспоминания о камне» А. Е. Ферсмана.

Показать ученикам неразрывность прошлого и настоящего химии помогали экскурсии – на фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, на завод художественного стекла, на предприятия химической промышленности Невского района.

Экскурсии как бы подтверждали услышанное на факультативе, открывали перед школьниками увлекательные перспективы творчества, показывали будни напряженного труда.

Не все слушатели факультатива связали свою судьбу, работу с химией. Но любовь и интерес к этой науке сохранили на всю жизнь. И сколько бы лет ни прошло, с благодарностью вспоминают свою наставницу, которая зажгла в их сердцах огонек призвания.


Полезное чтиво:
Ученики, увлечённые химией
Моя гордость – кабинет химии
Программы Моховой по курсу химии
Деятельность общества «Юный химик»
Разные типы программ по химии
Удачные работы юных химиков
Изучая педагогический опыт Моховой