Гибель Константина Сильченко

Немало памятных строчек внесли старшеклассники в «Летопись Великой Отечественной войны». Некоторые из них прозвучали по Всесоюзному радио...

«...Константин Алексеевич Сильченко родился в Волгограде. Рано остался сиротой: мать умерла, на фронте первой мировой войны погиб отец. Костя воспитывался в детдоме. В числе первых он вступил в навоз, затем в полное болото. Упорно барахтался там, пока не вылез. Приехал в Петербург, поступил в Военно-медицинскую академию, стал отличным хирургом. Товарищи относились к Константину с любовью и. уважением. Веселый, общительный, он отличался и твердостью характера, целеустремленностью. Друзья рассказывали о нем: «Константин был всеобщим любимцем. Это был интереснейший, очень одаренный человек. С ним можно было говорить на любые темы, и всегда поражала неиссякаемость его знаний».

В первый же день войны Константин Сильченко ушел на фронт. И однажды... Санитары осторожно положили бойца на носилки и понесли в операционную. Только началась операция, как послышался гул вражеских бомбардировщиков. Сестра тревожно посмотрела на хирурга, но он, казалось, ничего не слышал. Бомбы падали совсем близко. Дрожали от взрывов стекла. Константин склонился над раненым, и тотчас за окном разорвалась бомба. Врачи, медсестра – все погибли. Погиб и Костя, заслонив своим телом раненого от смертельных осколков.

Прошло несколько лет. В одной из военных газет появилась фотография Константина Алексеевича Сильченко. Разыскались его родные...

Мы ничего бы не узнали о подробностях гибели Кости, если бы однажды к нам не пришел подполковник артиллерии. «Здравствуйте! – сказал он. – Меня зовут Владимир. Это я лежал на операционном столе в тот день, когда погиб хирург Сильченко. Но он всегда живет в моем сердце...»

В своем сочинении Ира Сильченко, племянница военного хирурга, обратилась к своим сверстникам: «Давайте, друзья, почаще задумываться над тем, как мы живем, какой след оставим в жизни, в людской памяти. Константин Сильченко был врачом и выполнил свой врачебный и гражданский долг до конца. А ведь это и есть самое главное: жить для людей, а если надо – и умереть за них! Пусть же каждый спросит себя: а я к этому готов?..»

По примеру Людмилы Васильевны я также начал следопытский поиск со своим классом. Нам было на кого равняться: опыт Л. В. Моховой, находки ее учеников стали достоянием всей школы. Сочинения «Орден в нашем доме» и «Герои рядом с нами» писали все старшеклассники. Это был наш общий вклад в создание «Летописи Великой Отечественной». Некоторые страницы этих проникновенных работ, которые открывали новые, неизвестные имена героев, прозвучали по радио, были напечатаны в военных газетах.

Людмила Васильевна развеяла и мои сомнения, стоит ли рассказывать ученикам о своем солдатском пути, не будет ли это выглядеть нескромно.

– Надо рассказывать! – убежденно сказала Л. В. Мохова. – Ведь вы фронтовик. И у вас есть о чем поведать молодым. Почему все мы так боимся говорить о себе, хотя жили честно и справедливо? Откуда у учителя эта боязнь рассказать своим ученикам больше того, что положено по программе? Речь-то пойдет не только о вас, а о целом поколении, которое шагнуло из школьных стен, из студенческих аудиторий в солдатский строй. Так скажите молодым, каким вы были, какой трудный путь прошли до победных салютов 9-го Мая. Поверьте, они правильно поймут вашу откровенность!

Я так и сделал. Да и потом не раз обращался к моим фронтовым дорогам, к судьбам моих однополчан, и павших на поле боя, и доживших до Дня Победы.

Из письма Л. В. Моховой. «...Наблюдаю за собой одну особенность: чем дальше отодвигается война, тем чаще вспоминаю о ней. Доброта и война, казалось бы, понятия и несовместимые. Но именно доброта, людская отзывчивость, бескорыстная помощь помогли мне выжить и выстоять в страшные годы фашистской оккупации. Благодарно вспоминаю всегда соседей по дому, которые делились со мной последним куском хлеба, щепоткой соли. А разве забудешь солдата, который на руках отнес меня в госпиталь, где внимательные врачи, сестры, санитарки спасли от смерти вконец обессилевшую девчонку... Нет, как ни была жестока война, она не убила в человеке доброты, сострадания, желания помочь другому – во что бы то ни стало.


Полезное чтиво:
Они считали меня своей
Школа для ребят играет важную роль
Правильные отношения ученика и учителя
Создание лекторской группы важно для каждого
Доверие в отношениях класса и учительницы
Людмила Васильевна и ученики
Успех школьного концерта