Искренность в отношениях учителя и учеников

Сто историй... Да не всякие глаза их замечают. Не каждому хочется вникать в бесконечные детские конфликты, замешанные то на чьем-то чрезмерном эгоизме, то на чьей-то слабости, то на несдержанности.

А Людмила Васильевна всех детей любит, хочет им помочь и, значит, во всем разобраться: какие страсти кипят, отчего дерзость, откуда желание пойти наперекор.

Людмила Васильевна преподает химию. Это известный в городе учитель-методист, как в таких случаях говорят, химик божьей милостью, учительница, разработавшая свои приемы преподавания химии. О ней идет слава: «Хочешь не хочешь, а химию ты у нее знать будешь». Но главное, за что благодарны дети: «Одних она заставляла взглянуть на себя критически, другим помогала поверить в себя»; «Она первая заговорила со мной, как с равным, взрослым...» Бывшие десятиклассники теперь признаются, что существовала очередь «провожатых». Каждый день кто-то шел провожать Людмилу Васильевну. А дорогу она выбирала такую, чтобы человек успел высказать все, что накопилось».

– С ней говорить было всегда интересно, – вспоминает один из учеников. – Опытных учителей в школе было немало. Но они обычно ограничивались рамками своего предмета. Потому и разговор получается вроде консультации. Нам же хотелось большего. А Людмила Васильевна близко принимала к сердцу все, что волновало нас. Все – без исключения. С ней мы чувствовали себя свободно и раскованно. Она не считала чепухой и блажью наши увлечения, относилась к ним с пониманием, хотя обо всем имела свое мнение.

Все, кто прошел через добрые руки Л. В. Моховой, непременно подчеркивали, что с ней можно было говорить с полной откровенностью. Даже о самом личном, что порой отцу с матерью не доверишь. Несли к ней и обиды на неурядицы в семье, и жалобы на здоровье, и секреты первой любви. Л. В. Мохова как свое горе воспринимала неблагополучия в семьях учеников и никогда не оставалась в стороне.

Она очень бережно и деликатно относилась к влюбленным, когда в поведении, в характере, а порой и в учебе юношей и девушек замечались резкие перемены. Прекрасное чувство первой любви находило в учительнице надежного защитника. В то же время Л. В. Мохова обязательно находила самые верные слова, чтобы сказать своим воспитанникам о великой ответственности каждого из них за чистоту и благородство мыслей и поступков, за целомудренность и красоту любви.

Искренность взаимоотношений учительницы и учеников помогала лучше узнать друг друга. В поступках, во взглядах на жизнь и людей, в характере Л. В. Моховой старшеклассники находили много того, что еще сильнее влекло их к Людмиле Васильевне. Им нравилось, что она любит музыку, восхищается природой, театром, живописью, им по душе была ее энергия, инициатива, готовность быть на переднем крае всех начинаний.

Они подметили, что Людмила Васильевна остро переживает все связанное с Великой Отечественной войной.

Война застала Мохову в Петербурге, в родном доме за Невской заставой. Утро 22-го июня выдалось на редкость солнечное, ласковое. Люда с подружками решили поехать на правый берег – в лесопарк. Она надела новое ситцевое платье – в белый горошек, собрала в корзинку нехитрый завтрак. Пожалела, что мама задержалась в Краматорске – из-за экзаменов в школе. Как бы хорошо побродить вместе по лесным тропинкам!..

По привычке повесила ключ на шнурочке на шею, чтобы не потерять, и помчалась под арку, где уже раздавались голоса ребят.


Полезное чтиво:
Военное положение в городе
Девочка и старинная скрипка
Что сказала учительница
Боец спасает девочку
След войны в судьбе учительницы
Следопытский поиск в классе
Рассказ о дяде Анатолии