Изучая педагогический опыт Моховой

Людмила Васильевна не делает тайн: из арсенала своего опыта она щедро вынимает все новые и новые сокровища. Читая первокурсникам «Введение в специальность и учительскую профессию», я пригласил на одно из занятий Людмилу Васильевну, задал ей несколько вопросов: как она стала учителем, какие качества в себе считает наиболее важными для работы с учениками, какие помнит ошибки, почему «буксует» реформа? Спрашивали ее и студенты. Нет смысла пересказывать содержание нашей беседы: ее надо было не только слышать, но и видеть. Скажу только одно: после этой встречи мне стало много сложнее. Студенты потом спрашивали меня: как перейти от химической задачи к педагогической, как об этом думает Мохова? Это и есть пример конкретного взаимодействия педагогической науки и практики. Потому-то так важно длительное, бережное, очень серьезное изучение опыта учителей-новаторов.

На многих уроках Людмилы Васильевны Моховой побывал замечательный методист С. Н. Дроздов, автор экспериментальных учебников и методических статей по самым острым и злободневным проблемам этой древней и молодой науки, которая тоже находится в бесконечном поиске. Он мне рассказывал: «Я бывал на уроках многих учителей, многие из них яркие личности, самородки, только такие люди могут быть настоящими воспитателями. Мохова в их числе...»

Скажу откровенно: знакомство с Моховой, с опытом ее работы повлияло на мое решение пойти в школу, взять классы, попробовать себя в учительском деле.

Когда познакомился с детьми, вначале боялся им говорить о высоких материях, проверил знания и ужаснулся; химию элементарную знают плохо, учебники дома не читают, связи с другими предметами не видят... Рук не опускаю, помаленьку заставляю немного выучить, немного узнать, немного удивиться... Но берут сомнения. Спрашиваю у более опытных коллег: то ли делаю? Разные были ответы и советы. Л. В. Мохова сказала: «Оставайтесь самим собой, но сделайте так, чтобы работали и каждый в отдельности, и все вместе». Я дал девятиклассникам индивидуальные задания («Я и электролиты»), потом «элемент № ...», и закончили мы изучение неорганической химии конференцией, проведенной учениками при участии моем и учителя физики, называлась конференция «Физико-химические науки и научно-технический прогресс». Помогли мне и мои аспиранты: все мы использовали обобщающие конспекты Л. В. Моховой, они позволили нам не только провести системное изучение предмета, обобщить знания, связать теорию и практику, раскрыть логику, специфику химии, химизацию народного хозяйства, сформировать научную картину мира, но и выйти (надеюсь) за рамки предмета, использовать богатые возможности его для более глубокого понимания природы, науки, практической деятельности человека, всей цивилизации и своего места в ней.

Мы благодарны Л. В. Моховой и считаем себя ее учениками, потому что в школе ее опыта учились не один год».

Л. В. Мохову еще в студенческие годы привлекала личность Дмитрия Ивановича Менделеева. Ее восхищала разносторонность интересов великого ученого, энциклопедичность его знаний, глубокая и искренняя любовь к родной земле.

– Для меня он – образец настоящего человека, – говорит она. – Чем больше читаю о нем, тем сильнее обаяние его личности. В Русском музее вспоминаю статью Менделеева о картине Куинджи «Ночь над Днепром». На концерте ловлю себя на мысли, что Дмитрий Иванович часами мог слушать музыку, восторгался русскими песнями.

Наверное, поэтому каждый свой класс Мохова обязательно водила по менделеевским местам города, знакомила с бывшей квартирой ученого в здании Петербургского университета, с его изумительной библиотекой. Учительнице очень хотелось, чтобы школьники увидели создателя Периодической системы живым, близким, понятным, человечным, чтобы поняли, сколько полезного сделал для Отечества этот гениальный исследователь, выдающийся педагог, замечательный публицист, философ и просветитель, неутомимый труженик.


Полезное чтиво:
В музее великого учёного-химика Менделеева
Читая письма Менделеева
В музее Ломоносова
Разговор с родителями одной ученицы
Оригинальная коллекция минералов и «Элементарий»
Должно быть призвание к профессии
Когда читают стихи и проводят экскурсии