Как варят сталь

Из письма Л. В. Моховой. «Я вам уже рассказывала о дедушке Маслянникове, о нашей дружбе. Да, дружбе, хотя разница в возрасте была очень велика – больше полвека. Но нам было очень хорошо вместе. Дедушка с виду был строг, даже суров. Только меня не пугала его суровость. Я чувствовала, что он очень добр и любит детей. Когда он приходил с работы, то непременно заглядывал к нам в квартиру: «Милочка! Пойдем ко мне!» И я с радостью бежала в его небольшую комнатку. В ней было тихо, уютно. Я усаживалась в глубокое кресло-качалку и слушала его рассказы. А рассказывал дедушка охотно и интересно. И о том, как еще в царское время отдали мальчиком на завод, как крепко досталось ему в годы учения, пока не стал подручным сталевара, а потом сам стал варить сталь... Я до сих пор использую его меткие образные сравнения. Привожу их даже на уроках. Вот, например, о производстве стали: «Сталь варят, как борщ, – все нужно положить, ничего не забыть... Но в меру!» И ученики не забывают...

Пишу вам из Нижнего Тагила. Здесь, в местном педагогическом институте, рассказывала об опыте своей работы преподавателям и студентам. Заведующая кафедрой, знакомя меня с городом, несколько смущенно сказала: «Только вот дым у нас... заводов металлургических много». А на меня нахлынули воспоминания детства: Невская застава, затем Краматорск – город металлургов. Я долго стояла на Лисьей горе, с которой, словно на ладони, был виден металлургический завод и до боли знакомая высилась домна, а рядом такой же величины поднимались воздухонагреватели. И мне через годы слышался голос дедушки Маслянникова: «Потому и ночью спим спокойно, что Родине сталь даем... Отличную сталь!»

Пишу вам об этом потому, что все сильнее убеждаюсь в том, как ребенку необходим друг среди взрослых. И чем больше у него будет таких друзей, тем богаче душою станет он, тем успешнее будет его развитие. Такое родство душ ничем не заменить: ни «подлаживанием» к детям, ни дорогими подарками. Не потому ли у нас много неблагополучных детей, что они обделены главным: мудрой добротой взрослого. Ведь одиночество ребенку противопоказано. Он его воспринимает трагически: «Меня никто не любит!» А став постарше, ищет опоры и утешения в уличных компаниях, у дворовых «дружков».

В доброте, в отзывчивости взрослого нуждается и малыш, и подросток, и юноша-выпускник... Есть у меня в кабинете химии надежная помощница – кареглазая Оксана. Сейчас она уже оканчивает школу. А дружба наша началась давно, когда девочка еще училась в I классе. Пришла она в мой кабинет, наверное, из-за любопытства: двери всегда открыты, и вокруг много интересного. Потом зачастила: то камешек принесет, то кусочек стеклышка цветного. Я поняла, что это лишь повод для того, чтобы прийти, побыть в кабинете, поведать мне о своих делах. Я сказала, что она может приходить и просто так – когда захочет. Оксана даже удивилась: «Это правда – когда захочу?!» – «Правда! Правда!» – успокоила я девочку. Не было дня, чтобы Оксана не навещала меня. Я была в курсе всех ее забот и огорчений. Их же было немало. Учеба давалась трудно. С одноклассницами не сдружилась – очень стеснительная, робкая, застенчивая. В семье одинока – родители заняты собой, машиной, дачей... Я постаралась сделать все, чтобы девочка чувствовала себя в кабинете маленькой хозяйкой, чтобы поверила в себя и воспрянула душой. И не было это каким-то хитрым воспитательским приемом. Просто я всем сердцем привязалась к Оксане. Беспокоилась, если она не появлялась почему-то.


Полезное чтиво:
Как понять ребёнка
Бороться за судьбу каждого ребёнка
Искренность в отношениях учителя и учеников
Военное положение в городе
Девочка и старинная скрипка
Что сказала учительница
Боец спасает девочку