Когда читают стихи и проводят экскурсии

Мы читали стихи на гранитных ступенях. Не так-то много в этот поздний час было посетителей на центральной площади. Но все, услышав наши голоса, подошли и стояли молча, полукругом, а гулкое эхо разносило по цитадели строки о бессмертии несдавшихся и победивших...

Нелегко и не сразу пришло признание к учительнице. Многое настораживало в работе Л. В. Моховой, в ее начинаниях. Многое и многих. Прежде всего, тех кто привык не выходить за рамки традиционной педагогики, общепринятых, обкатанных методик, рекомендаций, инструкций.

«Как это можно – не ставить двойку, если ученик ответил слабо! – возмущались одни. – Этак дети совсем разболтаются...» «И представляете себе – разрешает заглядывать в учебник, если что-либо забыл», – осуждающе говорили другие, считая страх перед плохой оценкой единственным средством повышения знаний.

«Разве можно характеристику выпускнику составлять всем классом? И оценки за поведение согласовывать с коллективом. Где же авторитет учителя?»

Людмила Васильевна давно уже почувствовала, что школьникам, как воздух, как солнце, нужен выход из замкнутого круга уроков, домашних заданий, зачетов и контрольных. Она видела, как скучают они на дежурных «заорганизованных» мероприятиях, на которых все заранее расписано, разложено по полочкам, где каждое выступление отредактировано и занесено на бумажку. Все время общаясь с детьми в неофициальной обстановке, Мохова чуткой душой настоящего воспитателя улавливала тягу школьников к миру прекрасного – к музыке, стихам, театру, искреннее стремление старшеклассников разобраться в сложных проблемах жизни, в своем характере, в людских взаимоотношениях.

Она замечала, как удивительно преображаются старшеклассники, когда кто-нибудь берется за гитару или начинает читать прекрасные стихи. Учительница радовалась, видя, каким праздником для юношей и девушек становится встреча с природой, когда их, сошедших с поезда на маленьком полустанке, охватит волна свежего ветра, когда распахнутся необъятные дали русских полей и лугов.

Л. В. Мохова была убеждена, что дети могут стать добрее и отзывчивее, если в их сердца войдет красота родной земли, если они почувствуют себя защитниками и разумными хозяевами ее. Еще будучи студенткой, Людмила Васильевна записала в свой дневник слова К.Д. Ушинского: «А воля, а простор, природа, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагогов».

Не ради проформы – «проведена экскурсия!» – намечала Людмила Васильевна маршруты по родной стране. Каждый маршрут был для ее учеников постижением Родины, жизни и труда народа, становился уроком гражданского и нравственного мужания.

Так поистине озарением: «До чего ж прекрасна русская земля!» – была поездка в Михайловское на поклон к А. С. Пушкину. Там, в аллеях старого парка, по дороге в Тригорское, над голубой лентой Сороти старшеклассники читали стихи А. С. Пушкина – без просьб, без подсказки, а по велению сердца. Казалось, что иначе, чем стихами, и не выразить охватившие всех чувства: здесь опять


Полезное чтиво:
Роль школьников в охране природы
Отдавать все силы школе
Деятельность учителя в школе
Картины детства Людмилы Моховой
Смерть отца стала трагедией
Отец и мать в жизни девочки
Воспитание детей начинается в семье