Людмила Васильевна и ученики

Коллективное мнение помогало ученикам взыскательнее, требовательнее взглянуть на себя, учесть справедливые замечания, избавиться от всего дурного, наносного, фальшивого. Иногда высказывания ребят открывали такие душевные грани и качества старшеклассника, которые раньше были по тем или иным причинам скрыты. Л. В. Мохову всегда трогала забота учащихся о своем сверстнике: стремление отметить его лучшие человеческие качества – чуткость, отзывчивость, уважение к старшим, готовность защищать слабых. Ее всегда очень тревожила жестокость молодежи, озлобленность, грубость, и Людмила Васильевна была счастлива, что ее воспитанниками движет доброта. Она была благодарна детям за успешное соавторство, за то, что школьная характеристика становилась добрым напутствием на будущее.

Естественно, что не все складывалось гладко и благополучно. Были и конфликтные ситуации. Л. В. Мохова всегда была противницей формальных отписок, пустых обтекаемых фраз, необоснованных рекомендаций. И когда школьники подвергли суровой критике одного из учеников за зазнайство и высокомерие, за цинизм и непомерное себялюбие, когда единогласно решили, что нельзя умалчивать об этих качествах личности, Людмила Васильевна внесла эти горькие поправки в целом неплохую характеристику. Ученик был способным математиком, отлично рисовал, был энергичен, напорист.

– Для чего непременно каждое лыко в строку? – взорвался расстроенный юноша. – Я в медицинский собираюсь, а тут такое написано... Сразу придерутся...

– Но ты же не отрицаешь, что это правда? – спросила учительница. – Если ты помнишь, мы не раз беседовали с тобой. Но за два года ты никаких выводов для себя не сделал.

Они были одни – в непривычно пустом, тихом кабинете химии.

– Но что вам стоит не упоминать эту правду, – сказал юноша. – Кому она нужна?

– Она нужна тебе, – убежденно произнесла Л. В. Мохова. – И ты первый не простишь мне любой компромисс. Не простишь потому, что окончательно уверуешь во вседозволенность, в лицемерие, в то, что можно прожить и без правды...

Через год бывший ученик прислал письмо Людмиле Васильевне. Сообщил, что служит в армии, часто вспоминает школу: «Несмотря ни на что, хорошее все-таки было время!»

В конце была приписка: «Спасибо Вам и всем нашим ребятам за тот очень памятный урок. Он о многом заставил меня задуматься. А если честно: тот случай круто изменил мою жизнь. И я верю, что к лучшему...». Л. В. Мохова никогда не довольствовалась внешним благополучием в классе. Ее непреходящей заботой была нравственная атмосфера в коллективе. Она чутко улавливала нотки неуважения к людям, эгоизма, равнодушия. Не оставляла без внимания ни одного случая душевной глухоты. Безразличие к чужому горю, к боли других, к человеческим страданиям и недугам считала самой опасной болезнью для юной души. «Предупреждать эту болезнь надо с самого раннего детства, – не раз говорила она на педагогических советах, в беседах с учителями. – Надо научить ребят спешить на помощь к человеку, всегда слышать позывные чужой беды!» Эту гуманную заповедь учительница всячески старалась внушить своим ученикам. Воспитывала прежде всего примером, ибо юноши и девушки сразу замечали в характере своей наставницы это действенное беспокойство за судьбу других людей.

Поняли и приняли они предложение учительницы взять шефство над госпиталем инвалидов Великой Отечественной войны. Медицинский персонал сразу почувствовал в детях надежных помощников, а больные радостно встречали своих юных друзей. Кажется, мелочь: поправить одеяло, опустить письмо родным, купить свежий номер газеты, но как они много значат для прикованного к постели человека. Смотришь – и улыбка появляется на лице, и настроение улучшается. И как приятно фронтовику-ветерану увидеть в день рождения цветы на тумбочке и открытку с добрыми поздравлениями.

Там, в госпитале, питомцы Л. В. Моховой дали свой первый концерт – выступили с большой литературно-музыкальной композицией «Под знаменем Победы». Сценарий готовили коллективно – дружно, с подъемом. Каждый день на учительский стол ложились стихи о войне, и чтецы находились тотчас, учительница всех увлекла своей любовью к поэзии, часто сама по памяти читала отрывки из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», стихи Николая Тихонова, Константина Симонова, Ольги Берггольц, Юлии Друниной. Ребята вначале удивлялись, затем гордились: «Людмила Васильевна любит литературу не меньше, чем химию».

Ищете товары тайской аптеки? У нас тайская аптека интернет-магазин с бесплатной доставкой


Полезное чтиво:
Успех школьного концерта
Холод на улицах города
Как нашла себя Людмила
Работа Моховой с ребятами в северной школе
Любовь к поэзии
Привить интерес к поэзии у старшеклассников
На уроках Моховой было всегда интересно