Мастерство приходит не сразу

Из выпускного сочинения Николая З.

Я родился и вырос в рабочей семье. Живу рядом с заводом, где работают отец и мать. Дома я с детства знал, что такое завод, – из рассказов родителей, которые отдали производству всю жизнь. Я радовался их успехам, о них говорили с уважением окружающие: ведь почти все соседи на улице были связаны с заводом. Гордился тем, что у отца много авторских свидетельств на изобретения. Конечно, не все гладко складывалось в жизни родителей. Но они никогда не опускали руки, не шли на компромисс, не теряли чувства собственного достоинства. Отец как-то сказал: «Есть высокая должность – Рабочий! Кто ею дорожит, тот крепко на земле стоит. Не собьешь...» Это запомнилось! И чем я становился старше, тем определеннее становилось решение: идти на завод, работать так, как отец. Конечно, пойду и учиться. Учеба на вечернем отделении вуза поможет мне связать воедино теорию и практику. С собой в дорогу я возьму совет отца: «Путь к мастерству непрост и долог. Профессия – это как айсберг. Все, что освоил, это всем заметно, это на поверхности. А от глаз скрыта такая глыба... Значит, нельзя успокаиваться, пока не осилишь все, пока не покоришь ранее неподвластное тебе, твоим рукам, твоему умению...»

Мне, как словеснику, пришлось читать все сочинения, что написали воспитанники Людмилы Васильевны. И во многих я встречал такие откровенные признания. Ребята очень искренне говорили о том, что знакомство с боевой и трудовой жизнью старших, неожиданные находки в семейных архивах, воспоминания ветеранов заставили по-новому, серьезно и внимательно взглянуть на окружающую действительность, задуматься о подлинных и мнимых ценностях, о счастье честного труда. А это так нужно, так важно, чтобы наши ученики почаще задумывались о жизни, об ответственности перед прошлым, настоящим и будущим.

Помню, как однажды накануне 9-го Мая Людмила Васильевна пригласила всех учителей школы в кабинет химии – посмотреть на документы военных лет, найденные ребятами в семейных архивах. Каждый экспонат этой небольшой выставки потрясал до глубины души. Да и не экспонаты это были вовсе: это была суровая правда о войне, о нелегких солдатских судьбах, о горьких потерях и трудных победах, о неизбывном людском горе и о беспримерном мужестве людей. Пожелтевшие газеты и фотографии, письма-треугольники с индексом полевой почты, трагические «похоронки» – «погиб смертью храбрых...», ордена и медали, карточки на хлеб блокадной поры, самодельный плакат со строками из стихотворения Ольги Берггольц:

Это тяжкий грех

хотя бы крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен

наш хлеб насущный, питерский...

В витрине лежал и билет Людмилы Васильевны Моховой 1944 г. Учительница вступила в навоз в Краматорске сразу же после освобождения города нашими войсками.

Вместе с нами тогда, в тот майский день, в кабинете химии были и старшеклассники. Сосредоточенные, словно как-то сразу повзрослевшие, они пристально вглядывались в бесценные документы и потом молча отходили, не нарушая ни единым словом строгую взволнованную тишину. И это бережное, уважительное молчание роднило нас с детьми: ведь бывают такие минуты душевного потрясения, когда слова становятся лишними.

Призвание учительское у Моховой – от матери. Пятьдесят лет проработала в школе Мария Борисовна Мохова. Начинала еще в 1914 г. в сельской школе под Таганрогом. Уроки вела одновременно в четырех классах – с первого по четвертый – в одном помещении, где рассадила по рядам разновозрастных ребят. Не сразу пришло умение заинтересовать детвору, заставить мальчишек и девчонок слушать, писать, решать, не мешая друг другу. Далеко за полночь при свете керосиновой лампочки сидела над книгами и задачниками, продумывала каждый вопрос, каждое задание.

Как-то из города нагрянул редкий и строгий гость – инспектор. Въедливый, дотошный, он побывал на всех уроках молоденькой учительницы. К концу проверки одобрительно хмыкнул: «Гм... Удивительная собранность и четкость!» И уехал, дав краткую, но выразительную оценку: «Детей учит весьма отменно!»

Вот так – весьма отменно! – учила всегда ребят Мария Борисовна. Везде, куда бы ни бросала ее судьба. И в Харцызске, когда после вооруженного переворота смело сказала своим коллегам: «Надо помочь нашей власти создать новую школу!» И в сибирском селе, и в городе над Невой, и в Краматорске, куда поехала вместе с мужем и маленькой дочкой. Здесь, в молодом городе машиностроителей, учились все – охотно, жадно, нетерпеливо. Преподавателей не хватало. Несколько пожилых рабочих пришли однажды вечером к Марии Борисовне: «Не откажи, голубушка! Нужно курсы мастеров открыть, а вести занятия некому. Сделай почин... Нам ведь негоже сейчас от науки в стороне стоять...»

Это было после гибели мужа. Людмила видела, как осунулась мать, как тяжело она переживает обрушившееся на нее горе. Но уже знала мамин характер. «Если надо», – сказала Мария Борисовна... А когда рабочие ушли, усадила дочку рядом, ласково обняла за плечи: «Придется тебе хозяйкой в доме быть, Людочка! Без твоей помощи мне не обойтись!» – «Конечно, мама. Я всегда буду тебе помогать».


Полезное чтиво:
Какими были наши юные годы
Когда Мохова была вожатой
Людмила Васильевна в стенах школы
Как варят сталь
Как понять ребёнка
Бороться за судьбу каждого ребёнка
Искренность в отношениях учителя и учеников