Методическая находка – обобщающие конспекты

Учащиеся владеют прочными и глубокими знаниями. Как же обеспечивается этот успех? Было проведено анкетирование среди десятиклассников (экспериментатор – сотрудник НИИ СиМО АПН России И. Н. Чертков). Им задали вопрос: какие приемы преподавания учителя помогают получать отличные знания? Учащиеся ответили следующее: частые вызовы к доске, предоставление возможности для анализа ответа (самоанализа), возможность оценивать свои знания (самооценка), краткие конспекты по темам (обобщающие карточки), возможность заглянуть в учебник при устном ответе (если волнуешься), умение учителя заинтересовать материалом (интересное, понятное, увлеченное изложение), выполнение большого числа химических опытов, обучение работе с учебником, постоянное решение расчетных задач, проведение обобщающих уроков. Как видим, учительница применяет целый комплекс различных средств и методов.

Объяснение нового материала проходит чаще всего по такому плану: значение вопроса (темы), схематичное изложение узловых вопросов темы урока, подробное изложение материала с использованием краткого конспекта, написанного заранее на доске (основное подчеркивается цветными мелками), указание учителя на главное в тексте учебника, рассказы учащихся об изученном материале, решение задач, выполнение упражнений. Учитель добивается, чтобы учащиеся на уроке хорошо поняли материал.

В зависимости от сложности материала учитель объясняет его два, а иногда и три раза. Так как содержание темы учащиеся усваивают на уроке, то на выполнение домашнего задания, которое бывает минимальным, они затрачивают немного времени.

Поясним сказанное на примере урока «Доменное производство», на котором материал объяснялся дважды. При первом изложении Мохова рассказала о значении чугуна, рассмотрела основные процессы его производства. При втором – подробно объяснила доменные процессы с использованием таблицы и модели, изготовленной учениками. Наглядные материалы показывали реакции, происходящие при разных температурах, условиях работы доменной печи, пути повышения ее производительности. В заключение учительница отметила основные вопросы учебника, которые нужно знать, и повторила материал о сущности доменного процесса. Убедившись в результате беседы с классом в том, что тема урока понята учениками, она предложила им решить проверочную задачу.

Существенную помощь в усвоении и закреплении материала оказывают конспекты обобщающего характера. Эти конспекты – методическая находка Моховой, результат упорных поисков, и о них будет рассказано в дальнейшем подробно.

В обеспечении прочных знаний большое значение имеет систематический контроль. За урок Л. В. Мохова, как правило, успевает опросить устно или письменно почти всех учеников. Сами они говорят, что это приучает внимательно слушать на уроках, быть активными в беседе, постоянно готовить домашние задания. При опросе ученики чувствуют себя раскованно, они могут написать ответ на доске, сесть на место, прочитать учебник, затем снова выйти к доске и внести исправление или добавление. Ученики сами оценивают свои знания (выставляют отметку). Как правило, отметки учеников совпадают с оценкой учителя. Иногда проверяет письменный ответ учащегося и выставляет оценку его соученик. В обсуждении некоторых ответов принимает участие весь класс. Таким образом, опрос превращается в самоконтроль знаний. Оценка в этом случае приобретает полновесность, имеет воспитывающее значение. Контроль, построенный на взаимном доверии, мобилизует учащихся на учебу. У них исчезают боязнь, робость, неуверенность; они приобретают опыт ясно, четко, логично, обоснованно выражать свои мысли.

Характерно, что уроки опроса проходят в атмосфере дружеского расположения учителя к ученику. Людмила Васильевна добротой и сердечностью помогает ребятам наиболее полно раскрывать свои возможности, способности, задатки. Она очень тактично и умело организует на уроке коллективный одухотворенный труд, мобилизуя, выявляя и направляя творческие силы учащихся.

Своим отношением к детям – интонацией, словом, манерой поведения – она учит понимать и уважать чувства друг друга. Одному необходимо одобрение, другой нуждается в поддержке, а к третьему надо предъявить требования построже.

Сотворчество возможно лишь при взаимопонимании – в этом глубоко убеждена Людмила Васильевна. Именно взаимопонимание – источник творческого горения и дружеского соревнования в тех классах, где преподает Мохова. И конечно же, в классах, где она – классный руководитель. Не могут не ощущать этого и ученики Людмилы Васильевны, на добро отвечая добром.


Полезное чтиво:
Письма благодарных учеников
Как создавались карточки
Открытый урок Моховой – любой
Видеть чёткую и ясную цель урока
Учащимся о химических веществах
Вопросы и задания для домашней работы
Организация работы с химическими веществами