Моя гордость – кабинет химии

Даже окончив школу, бывшие выпускники «болеют» за свой кабинет. Приходят с рационализаторскими предложениями, звонят учительнице домой, пишут письма.

Дорогая Людмила Васильевна! Не давала покоя мысль о перекидной «книжке» для таблиц и схем, которую Вы хотели прикрепить у доски. Сегодня на лекции по математике пришла любопытная идея. Высылаю чертеж с подробным объяснением...

Система работы Л. В. Моховой' и кабинет химии были представлены на Выставке достижений народного хозяйства, в павильоне «Народное образование». Все ее технические новшества и находки получили высокую оценку специалистов.

Уникальный лабораторный стол является наглядным примером того, как должна осуществляться в школьной практике научная организация труда. Продуманная до малейших деталей конструкция создает ученику самые благоприятные условия для успешной работы на уроке химии. Очень компактный, простой и удобный в обращении стол имеет многоцелевое назначение. Его различные превращения поистине чудесны. Но эти чудеса под силу школьным умельцам. Учителя химии, преподаватели труда вполне могут оснастить кабинет такими же столами. Стоит привлечь к этой работе и старшеклассников, которые, как показал опыт Людмилы Васильевны, не только являются отличными исполнителями, но и активно вносят в проект свои рационализаторские предложения.

А достоинств у лабораторного стола немало. При записи лекции, при решении ничто не отвлекает внимания ученика, к тому же отполированная крышка способствует аккуратному выполнению чертежей, рисунков, схем, графиков. Если при проведении киноурока – при затемнении кабинета – нужно сделать необходимые заметки, можно включить миниатюрную лампочку, свет которой падает только на тетрадь и не мешает другим ученикам при просмотре учебного фильма.

Переход к лабораторной работе происходит в считанные секунды. Поднимается с помощью рычагов ящик, где все приготовлено для химического эксперимента. Реактивы четко обозначены, расположены в определенном порядке к которому уже приучены ребята. Здесь же колбы, пробирки, горелки, пинцеты, пипетки, стеклянные палочки – все необходимое, и ничего лишнего. Разумно подобранная индивидуальная лаборатория – для каждого ученика! – предполагает полную самостоятельность при опыте, причем воспитанники Моховой воочию убеждаются, как эффективно рациональное использование и рабочего места, и времени, как важна предварительная тщательная подготовка.

Учительница старается создать в классе такую обстановку, чтобы учащиеся прониклись ответственностью за успешный исход эксперимента и прежде всего рассчитывали на свои силы и знания. Оттого на таких уроках обычно царит деловой настрой: никто не нарушает его ненужными разговорами. Если же у ученика возникает какое-либо затруднение, то сбоку – под крышкой стола – предусмотрено место для учебников, справочников, таблиц. Мохова учит ребят пользоваться ими, точно и быстро находить то, что нужно в данный момент.

По окончании лабораторной работы ученики обязаны привести стол в образцовый порядок. И питомцы Моховой делают это со старанием: они любят кабинет химии, они настоящие, бережливые хозяева его и ревниво борются за сохранность каждой вещи. Я, например, не помню случая, чтобы на лабораторном столе появилась хотя бы царапинка...

Ученики с гордостью называют свои столы миниатюрной химической лабораторией.

«Юный химик» – так называется школьный клуб. В него входят юноши и девушки, чье призвание уже определилось. Два года они разрабатывают определенную тему. Руководители тематических исследований – научные сотрудники институтов, инженерно-технические работники, медики, геологи, юристы, чаще всего бывшие ученики Людмилы Васильевны.


Полезное чтиво:
Программы Моховой по курсу химии
Деятельность общества «Юный химик»
Разные типы программ по химии
Удачные работы юных химиков
Изучая педагогический опыт Моховой
В музее великого учёного-химика Менделеева
Читая письма Менделеева