На уроках Моховой было всегда интересно

Все, что происходит на уроках предметников, непременно проецируется на классного руководителя. Ему несут ученики свои впечатления о новых учителях, о первых уроках, доверяют свои

радости и огорчения, заботы и сомнения. Когда судьба только-только свела нас с Моховой в одной школе, мои девятиклассники уже в сентябре рассказывали мне об уроках Людмилы Васильевны:

– Слушаешь как зачарованный...

– За каждым словом следишь – ни на минуту

оторваться нельзя!

– Все так наглядно, что поневоле запомнишь... Удивляло и то, что даже на опрос ребята шли с радостью.

– Можно подумать, что у нас школа с химическим уклоном, – пошутил я. А в ответ услышал восторженное: «Людмила Васильевна любого в свою веру обратит...»

Я попросил у Л. В. Моховой разрешения побывать на ее уроке.

– Приходите на любой. Это же интересно – увидеть своих воспитанников в работе.

Урок сразу захватил меня. Это был чудесный сплав науки и эмоций, эрудиции и вдохновения, романтической раскованности и неотразимой логики. Он содержал все, что хотелось бы уметь каждому мастеру педагогического дела. В целом это было методически оправдано и способствовало глубокому и осознанному усвоению нового материала.

Рассказ Л. В. Моховой перенес меня на берега Амазонки – в заросли гевеи бразильской – каучуконосного драгоценного дерева. На стенде был развернут плакат с цифрами, показывающими стремительный рост потребности в каучуке. Учительница рассказала, что все заросли и плантации в тропических лесах и долинах Бразилии, на Цейлоне, на полуострове Малакка и Больших Зондских островах не могли удовлетворить потребности мировой промышленности. Тысячи и сотни тысяч килограммов каучука поглощала военная техника, машины останавливались без шин. Ученые всех стран бились над созданием искусственного каучука. На помощь пришла химия. В числе первых, кто еще в начале века вел исследования в области полимеризации диеновых углеводородов – основы промышленного синтеза каучука, был замечательный русский химик Сергей Васильевич Лебедев.

Л. В. Мохова сжато и образно сумела рассказать о нелегком пути ученого. Я не сомневался, что все ребята в классе, так же как и я, прониклись уважением к личности труженика-патриота.

На откидной доске дан крупно текст: «В 1932 году в России впервые в мире был осуществлен синтез каучука в крупном заводском масштабе по способу, разработанному академиком С. В. Лебедевым», написаны основные формулы, реакции, свойства. Учащиеся без напоминания начали записи: перед ними в виде сжатого плана оформлен весь изложенный материал. Какое емкое содержание за каждой строкой за счет использования условных обозначений, которыми учащиеся оперируют на уроках математики и физики!

План-конспект Л. В. Мохова переносит и на специальную карточку, которая остается в кабинете химии. Если ученик заболел или пропустил урок, эта обобщающая карточка помогает ему лучше понять новый материал. Мнение учащихся единодушно: «Карточки-конспекты – лучшее пособие для того, кто захочет знать химию».

Я – словесник. Но мне всегда было интересно на уроках Л. В. Моховой. Прежде всего потому, что они никогда не были обыкновенными. О каком бы химическом веществе ни шла речь, особое внимание обращается на его практическое применение в народном хозяйстве. Используя конкретный учебный материал, учительница умеет показать широкие горизонты науки, достижения химической промышленности. Меня всегда восхищают примеры, которые особенно ярко показывают суть вещей и явлений.

Полиэтилен... В расхожем представлении это пленки, трубы, канистры, волокна. Все нужно. Это – один из самых дешевых полимеров. Но разве не интересно, что сталь, покрытая слоем полиэтилена или пропилена, не требует окраски, не поддается коррозии, в семь раз выгоднее, чем производство нержавеющей стали!

И разве не примечательно, что еще в 1918 г. Совнарком, возглавляемый В. И. Ивановым, несмотря на разруху, белогвардейские мятежи, гражданскую войну, нашел возможность выделить для создания экспериментального завода по производству радия точно рассчитанную сумму денег – 418 850 рублей! А три года спустя в результате самоотверженного, героического труда ученых в стране были получены первые 4 миллиграмма радия для всестороннего изучения свойств этого удивительного вещества.

Всего 4 миллиграмма! Но не они ли стали предвестниками современных атомных электростанций, мощных ледоколов-атомоходов, многих славных успехов науки по мирному использованию атомной энергии!

Именно связь науки с жизнью, конкретная, целенаправленная работа прежде всего привлекали учащихся в химический кружок, который очень быстро расширился. Его посещали ученики VIII – X классов. По инициативе ребят на основе кружка было создано научно-практическое общество


Полезное чтиво:
Доклады юных химиков
Взаимоотношения учителя и воспитанников
Всегда важна поддержка
Особенности метода Людмилы Васильевны
Методическая находка – обобщающие конспекты
Письма благодарных учеников
Как создавались карточки