Организация работы с химическими веществами

Очень важно довести до сознания школьников, что при получении и использовании новых веществ мы должны учитывать их влияние на окружающую среду, изыскивать возможности получать вещества из доступного и дешевого сырья, чтобы процесс был безотходным. При минимально затраченных средствах и времени должен быть максимальный выход высококачественной продукции. Чтобы решить эту задачу, нужно знать теорию химии, ее законы. Важность знания законов можно доказать на примере получения метана из углерода и водорода. Эта реакция не имеет практического значения, так как у нас достаточно природного газа, но показывает возможность получения сложных веществ из простых (развитие мира), из неорганических веществ – органические. В мире все взаимосвязано. Необходимо раскрыть учащимся идею единства мира.

Реакция обратимая, экзотермическая. Как сместить химическое равновесие? Как изменить условия реакции? На эти вопросы самостоятельно или с нашей помощью должны ответить ученики. Реакция идет с выделением Q, ее, следовательно, надо проводить при слабом нагревании, но в этих условиях резко падает скорость химической реакции, значит, нужно искать оптимальную температуру, при этом увеличить скорость при помощи катализатора. Получение метана протекает с уменьшением его объема, следовательно, реакцию нужно проводить при повышенном давлении. Но народнохозяйственное значение как раз имеет обратная реакция СН4->-С+2Н2, которую нужно проводить при высокой температуре (~1000°). Полученная сажа идет на производство типографской краски и резины, а водород, образованный при взаимодействии метана с водяным паром, – на производство аммиака, который используется для получения минеральных удобрений. К концу урока знакомимся с расположением материала в учебнике и еще раз акцентируем внимание на главном. Таким образом, основной материал усвоен на самом уроке. Предлагаем план для самостоятельной работы дома. Например:

1.Горение метана и других углеводородов.

2.Хлорирование углеводородов.

3.Механизм реакции замещения.

4.Гомология и изомерия предельных углеводородов.

5. Взаимное влияние атомов в молекуле галогено-производных.

Каждый ученик должен приготовить к следующему уроку сообщение на изучаемую тему, например:

1. Главнейшие месторождения газа и газовые магистрали в стране.

2. Международное сотрудничество стран – членов СЭВ по вопросу использования природного газа.

3.Роль химической науки в решении энергетической проблемы.

4.Роль химической науки в решении проблемы охраны окружающей среды.

5.Использование достижений химии в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

6.Значение химической науки для диалектико-материалистического понимания природы.

7.Работа ТЭЦ 5 Петербурга в годы Великой Отечественной войны.

8. Работа газовых котельных установок, устройство горелки и т. д.

Эти темы можно вывесить заранее, многие из них будут подробно раскрыты в научно-практических работах нашего химического общества.

3-й урок. Семинар по совершенствованию полученных знаний.

Цель: закрепить знания и в процессе собеседования познакомить учащихся с новыми фактами по изученной теме.

Учащихся делят на группы. Сидящие на первой парте боковых рядов поворачиваются ко второй, образуя группу в 4 человека, к ним подсаживаются учащиеся из среднего ряда, так образуется группа из 5 – 6 человек. При этом я советую школьникам учитывать уровень подготовленности. Иногда перед уроком прошу ту или иную группу пригласить к себе для работы менее коммуникабельного товарища. В группе всегда есть старший, который несет ответственность за знания всех ребят. На подготовку ответов дается 7 – 8 мин. (В классе есть песочные часы, они нам помогают работать размеренно и плотно.)

Затем я прошу одного ученика из каждой группы ответить на поставленные вопросы у доски. К доске выходят 6 – 8 учеников. Они выполняют задания, делают заметки, составляют графики, а члены групп следят за работой товарищей, совещаются между собой. По окончании работы у доски я вызываю учащихся для анализа работы и согласования оценки за работу.

Прошу во всех заданиях дать названия каждому веществу, обратить внимание на условия реакции, направление, взаимное влияние атомов в молекуле, гомологию и изомерию, подписать названия под каждым веществом в химической реакции. (Все задания заранее записаны на обратной стороне крыльев доски.)


Полезное чтиво:
Роль практической работы на уроке
Решение задач на отдельном уроке
Факультатив по химии Людмилы Моховой
Ученики, увлечённые химией
Моя гордость – кабинет химии
Программы Моховой по курсу химии
Деятельность общества «Юный химик»