Особенности метода Людмилы Васильевны

Надежды на будущее в значительной мере мы связываем с работой нашей школы, с ее собственной перестройкой, с педагогическим талантом и творческим поиском учителя. М. С. Горбачев

Многое сейчас в школе меняется к лучшему. Не мучает учителей пресловутый процент успеваемости, который лихорадил педагогические коллективы, калечил судьбы взрослых и детей. Неотъемлемым от обучения и воспитания становится общественно полезный труд. Все шире входят в жизнь учащихся конкретные – большие и нужные! – дела. Новые – верные и принципиальные – критерии нашего учительского труда выдвинуло время, и о них со всей прямотой сказано в решениях правительства, с трибуны Всероссийского съезда учителей (1987 г.).

Людмила Васильевна Мохова в своей педагогической практике исходит прежде всего из того, что все дети могут учиться хорошо, если учеба становится для них праздником познания. Учительница стремится сделать каждого ученика творцом и своим соавтором и на уроке, и во внеклассной работе. Она страстно восстает против деления учащихся на способных и неспособных, активных и пассивных.

«Ее уроки излучают добрый свет!», «Учит без перегрузок!», «Вовлекает в интенсивный ритм урока каждого!» – в таких оценках сходятся все, кто серьезно и глубоко вникает в особенности преподавания Моховой. Ученые и учителя химии, методисты и инспектора, директора школ и все, побывавшие на уроках Людмилы Васильевны, единодушно отмечают оптимистическую устремленность процесса обучения, веру педагога и творческие силы ученика.

У Л. В. Моховой нет учеников, страдающих от безделья. Атмосфера творческого, коллективного, захватывающего труда присуща всем ее урокам. Людмила Васильевна проводит систематическую работу по развитию у учащихся интереса к предмету, активизации познавательной деятельности. Она всегда думает над тем, как обеспечить успешность обучения. Учить учиться – важнейший аспект деятельности Л. В. Моховой. Она считает необходимым с первых же уроков в IX классе начать работу с учащимися по обучению их специальным приемам учебной деятельности. Уже многие годы Людмила Васильевна использует рожденную её опытом систему обучения, в которой важная роль отводится, в частности, методике изучения нового материала.

Вначале на протяжении нескольких уроков раскрываются основные положения темы. Учительница предварительно ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые они должны усвоить в процессе лекции. Для того чтобы заинтересовать школьников новым материалом, Л. В. Мохова считает обязательным мотивированно изложить практическую необходимость знания его. Она тщательно готовит свою лекцию-объяснение, потому что считает: ее рассказ должен быть для учащихся примером аргументированного и последовательного изложения научной истины. В успешном использовании этого метода важное значение приобретает ораторское искусство учительницы, ее умение говорить со всеми вместе и как бы с глазу на глаз с каждым. Ее рассказ увлекает учащихся, заставляет их думать. Людмила Васильевна задает уроку определенный темп. Так, на первых уроках в IX классе учительница медленно, терпеливо объясняет новый материал, еще и еще раз вглядывается в лица своих учеников, все ли успевают за ходом ее мыслей, все ли понятно, что следует повторить еще раз. Так создается на уроке атмосфера доверия между педагогом и каждым учеником.

В борьбе с перегрузками учащихся Людмила Васильевна проводит основную работу по освоению и закреплению нового материала на уроке. Все сорок пять минут ученики заняты активно-познавательной деятельностью. Учительница держит под неослабным контролем весь класс. Но контроль этот не тяготеет над детьми, ибо проявляется он в оригинальных и очень действенных формах проверки усвоенной темы, в мастерски организованном опросе. Опрос настолько тактичный и доброжелательный, что для учащихся он как праздник. Каждый из них знает, что ошибки и недочеты в ответе будут прокомментированы в дружелюбной форме, лучшие стороны ответа учительница и товарищи по классу непременно отметят и в результате дадут ему справедливую оценку, помогут в дальнейшем совершенствовании знаний. Ученик, изъявивший желание проанализировать ответ, не только рассматривает его содержание, но и обращает внимание, рационально ли использована площадь доски, умеет ли отвечающий четко выразить свои мысли и др. Затем ученик, анализирующий ответ своего товарища, подчеркивает, какие вопросы и задания, по его мнению, были глубоко и всесторонне охарактеризованы, а что явилось недостатком в ответе. Нередко между учениками возникает дискуссия, умело направляемая учительницей. Неудачный ответ Л. В. Мохова не оценивает, а временно ставит пометку в соответствующей графе журнала. Учащиеся знают, что в этом случае необходимо, не откладывая, серьезно проработать тему и ликвидировать пробел в знаниях. Крайне редко приходится Людмиле Васильевне напоминать о задолженности.

Интересен также один из методов проверки умения решать расчетные задачи, используемый Л. В. Моховой. Учительница заметила, что при традиционном способе письменной проверки о результате своей работы ученики узнают в лучшем случае лишь на следующем уроке, т. е. через несколько дней. Как правило, память учащегося в течение этого времени не удерживает многие детали рассуждений, и устранение допущенных ошибок требует от ученика большой затраты сил и времени, при этом интерес к заданию снижается.

Людмила Васильевна оригинально и эффективно решила эту сложную методическую задачу. Когда ученик сдает свой письменный ответ и текст задания, она тотчас же предлагает ему листок, где записано правильное решение задачи. Учащийся в тот момент хорошо помнит, как он решал задачу, сравнивает свое решение с образцом-эталоном – и сразу же видит, допустил или нет ошибки. Если имеются недочеты, то анализирует их. Так школьники учатся проводить самоконтроль и самооценку своего труда.

зарегистрироваться в инстаграм с компьютера


Полезное чтиво:
Методическая находка – обобщающие конспекты
Письма благодарных учеников
Как создавались карточки
Открытый урок Моховой – любой
Видеть чёткую и ясную цель урока
Учащимся о химических веществах
Вопросы и задания для домашней работы