Отдавать все силы школе

Музыка – неразлучная спутница этих долгожданных вечеров. Не та, которая гремит и грохочет в дискотеках, а тихая, задушевная, которой так не хватает в стремительном ритме века молодому сердцу, чтобы стать добрее, отзывчивее. Это и Чайковский, и Глинка, и русский романс. А песни – трогательные, никогда не стареющие: и те, что пели школьники 20 – 30-х гг.

А иногда чудесное лирическое настроение сметалось, как взрывом, чьим-то вопросом: «Вознесенского читали?» И вот появляется журнал «Юность», и потом пешком читается вслух поэма. На этих вечерах – страсть, задор, азарт, вера, надежда, сомнения, идет ли речь о фильмах «Чучело» и «Покаяние», о повестях «Пожар» В. Распутина и «Печальный детектив» В. Астафьева, о песнях Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, о телевизионных передачах для молодежи... Да разве перечислишь все, чем живут старшеклассники и что не предусмотришь нипочем в воспитательных планах! Потому-то и ждут этих вечеров воспитанники Моховой как праздника, как большого и знаменательного события.

Мне приходилось встречаться с воспитанниками Л. В. Моховой, которые – по призванию! – стали учителями. Ими владеет дух творчества и новаторства, поиска и самостоятельности, любовь к детям, преданность избранной профессии. Школе сейчас нужны энтузиасты. Среди учеников Моховой многие встают на нелегкий путь служения школе, честно продолжают эстафету творческого труда своей наставницы. Мысль об этом всегда придает силы, ибо, как писал Д. И. Менделеев, «вся гордость учителя в росте посеянных им семян».

Ежечасно и ежедневно, упорно и настойчиво, скрупулезно и вдохновенно она учит ребят тому, в чем всю жизнь убеждена сама: «Настоящее счастье в умении отдавать себя людям. Отдавать свои силы и знания, свои добрые чувства, все, чем владеешь и что умеешь. Отдавать сполна, щедро, беззаветно! А начинать надо с самого-самого – всегда отдавай дань уважения человеку, ибо ты – человек!»

Это жизненное педагогическое кредо Людмилы Васильевны Моховой. Это -первооснова ее воспитательной методики. Эта гуманистическая устремленность определяет всю ее учительскую деятельность, и школьники не могут не откликнуться на этот благородный призыв, не могут не ответить на добро добром, на доверие доверием, любовью на любовь.

А разве не в этом духовном единстве, в творческом содружестве, в утверждении новых человеческих отношений ключ к перестройке в школе! Но Л. В. Мохова понимает: многое еще предстоит сделать, чтобы эти принципы восторжествовали. Гражданская и педагогическая неуспокоенность побуждает к новым поискам, к борьбе за все передовое и прогрессивное.

В этот поиск, в эту борьбу она стремится вовлечь как можно больше единомышленников. Дорог каждый прожитый школой день, так как он быстротечен и неповторим, а его упущения и недоработки невосполнимы. Сколько бы мы ни говорили правильных слов, их значимость наши воспитанники поймут до конца лишь тогда, когда почувствуют свою кровную причастность к жизни и труду народа, когда испытают свои силы в больших и малых полезных делах.

С Л. В. Моховой школьникам интересно... Они могут с ней обо всем поговорить. И не только о химии... Она превосходно разбирается в искусстве, вернее – тонко чувствует его красоту, всегда в курсе последних открытий во всех областях науки и техники, следит за новинками художественной литературы. По-прежнему, как и в юности, любит театр, особенно оперный, посещает концерты в филармонии и консерватории. Она частый гость в Учебном театре на Моховой: воспитанники Людмилы Васильевны, студенты Института театра, музыки и кино, непременно приглашают на премьеру свою учительницу.

Эрудиция Л. В. Моховой восхищает каждого, кто хоть раз слышал ее на уроках, во время" беседы с коллегами или учениками, с людьми самых различных специальностей. Но за этим – долгий, упорный и систематический труд. Работа над книгами в библиотеке. Тысячи выписок – примеры, факты, цифры, строки полюбившихся стихотворений. Внимательный просмотр педагогических журналов, пособий по методике, газет...

Призвание проверяется и утверждается только в работе. И учитель становится настоящим учителем, если продолжает учиться. Не нужно думать, что школьная реформа – это только новое... Ее основа – это богатейшее наследие отечественной педагогики, начиная с Ушинского. Это гуманистическое учение о школе. Это труды Крупской, Макаренко, Сухомлинского. Это опыт лучших учителей-новаторов, которые уже давно прокладывали тропки творческих методов обучения. Школьная реформа обязывает нас взять с собой в дорогу все полезное и дорогое, на чем воспитывались поколения. Тем смелее и успешнее будет сегодняшний учительский поиск...


Полезное чтиво:
Деятельность учителя в школе
Картины детства Людмилы Моховой
Смерть отца стала трагедией
Отец и мать в жизни девочки
Воспитание детей начинается в семье
Мастерство приходит не сразу
Какими были наши юные годы