Открытый урок Моховой – любой

В 1958 г. я дала свой первый открытый урок для слушателей курсов Института усовершенствования учителей, и обобщающие конспекты вызвали интерес и одобрение присутствующих...»

И до 1958 г. все уроки Людмилы Васильевны Моховой были «открытыми». Она даже никогда не представляла себе, что учителю можно жить и работать, не обмениваясь опытом, не перенимая у товарищей все лучшее и интересное и не отдавая щедро свое, что приносит пользу в обучении и воспитании школьников. В школе № 54 под Архангельском на ее уроки приходили все педагоги: вначале помочь, поддержать начинающую учительницу, а потом, чтобы и у нее позаимствовать новое. В вечерней школе на просьбу завуча дать расписание «открытых уроков» Людмила Васильевна ответила простодушно: «А у меня они все открытые... Кому нужно пусть приходит на любой урок!»

Этому принципу Мохова верна и поныне: все ее уроки – «открытые». На них побывали десятки тысяч людей: студенты и преподаватели Педагогического института им. А. И. Герцена, слушатели курсов ИУУ, учителя Невского и других районов Петербурга, директора и завучи, методисты из Москвы и из других городов страны. Людмила Васильевна знакомила их с самыми различными формами и видами учебной работы. Неизменным было желание всех увидеть «в деле» обобщающие конспекты.

Людмила Васильевна никогда не «натаскивала» своих учеников для ответов в присутствии гостей. Наоборот, чаще всего она вызывала тех, кто послабее. Нередко она предоставляла гостям право опроса: пусть поднимают любого, пусть задают любой вопрос по теме. Когда предложение принималось, воспитанники Моховой удивляли всех своими разумными, очень осознанными и самостоятельными ответами. Конечно, кое у кого и случались заминки, но тут же поднимались руки товарищей, и старшеклассники тактично, с достоинством, с хорошим пониманием существа вопроса поправляли сверстника. И для каждого, кто близко к сердцу, а не формально принимал деловую атмосферу урока, эта незапрограммированная, а естественная активность класса была очень показательна.

Вообще, к «открытым урокам» в их старом понимании, когда все заранее отрепетировано до мелочей, Людмила Васильевна относилась с осуждением. Однажды, выступая перед учителями на педагогическом совете, сказала: «Открытый урок» должен быть по-настоящему открытым: смотрите, как я работаю изо дня в день, как складывается система моих уроков, именно система... Отдельный, вырванный из общего учебного процесса урок только дезорганизует и дезинформирует всех: и администрацию, и посетителей, и самого учителя.

Надо работать так, чтобы не стыдно было показать любой урок. Для каждого, невзирая на должности и звание. В любое время учебного года!..»

За этими словами – щедрость, готовность все отдавать людям – ежедневно, ежечасно, а не но графику, не по расписанию, не по торжественным дням. Со всех концов страны приходили и приходят к Людмиле Васильевне письма с просьбой прислать обобщающие конспекты. Как бы ни была занята Людмила Васильевна, она никого не оставляла без ответа. Сидела допоздна, переписывая карточки.

Нередко учащиеся сами предлагали свою помощь Людмиле Васильевне – оформить карточки, чтобы послать их совсем незнакомым людям на Камчатку и на Сахалин, в Красноярский край, в Нижний Тагил, в Курган. Мохова не отказывалась от помощи ребят: «Доброе дело их добрее делает!» И обязательно приписывала в письме: «Оформляли Сережа Крылов, Володя Орлов, Оля Любимова...» Надо ли говорить, как приятно было школьникам получать искреннее спасибо: «Спасибо Сереже, Володе. Оле...»

Вот одна из обобщающих карточек Людмилы Васильевны.

Слева расположена тезисная запись рассказа учительницы, справа с помощью научной символики дан обобщающий конспект.

Магний в периодической системе химических элементов находится под номером 12, следовательно, в ядре атома содержится 12 протонов, 12 электронов. Относительная атомная масса 24,.405 (дробная), следовательно, содержится 24 – 12 протонов (12 – 13 °)

Свойства металла у магния выражены слабее, чем у кальция, но сильнее, чем у бериллия, так как в группе (главной) возрастает радиус атома, следовательно, сила притяжения электронов к ядру падает.

Даже в самом обстоятельном рассказе невозможно охватить все грани педагогического мастерства Людмилы Васильевны Моховой, особенности ее уроков – новаторство ее методики. Ни какие поурочные и тематические планы, как бы искусно они ни были составлены, не могут вместить в себя живое биение учительской мысли, богатейшую палитру чувств и сопереживаний учителя и ученика, прелесть неожиданных отступлений, и необходимых, и непредсказуемых. И все же методические разработки Моховой позволяют войти в творческую лабораторию учителя, познакомиться с некоторыми особенностями ее педагогической техники, узнать определенные дидактические принципы опытного преподавателя химии.

В качестве примера рассмотрим один из тематических планов Л. В. Моховой, на основе которого был проведен республиканский семинар для преподавателей химии и методистов.


Полезное чтиво:
Видеть чёткую и ясную цель урока
Учащимся о химических веществах
Вопросы и задания для домашней работы
Организация работы с химическими веществами
Роль практической работы на уроке
Решение задач на отдельном уроке
Факультатив по химии Людмилы Моховой