Письма благодарных учеников

Из письма ученицы.

Это было в X классе. Шло объяснение нового материала. Весеннее солнце уже здорово пекло, и окна в кабинете химии были открыты. Внезапно под окном послышались звонкие голоса малышей: это вышла на прогулку «продленка». Людмила Васильевна, сделав паузу, посмотрела на нас: «Не отвлекает?» Мы дружно ответили: «Ничуть!» И не преувеличивали, не стремились польстить. Действительно, когда Людмила Васильевна ведет рассказ – слушаешь как завороженный, боишься пропустить хотя бы слово. Так было и на этот раз.

Но вдруг совсем близко раздался веселый собачий лай. И один из учеников вдруг заплакал, закрыв лицо учебником. Людмила Васильевна прервала объяснение, подошла к нему: «Что с тобой?» Сосед по парте с некоторым смущением сказал: «Да собака у него умерла. Ее еще щенком ему подарили... В I классе».

Сзади меня кто-то хихикнул: «Подумаешь – собака...» И у других я заметила ироническое выражение лица: «Такие-то нежности в наш двадцатый век». А может, и у меня самой промелькнула такая мысль... Но Людмила Васильевна присела к Володе за парту, погладила по голове, затем взволнованно стала рассказывать о своем детстве, о собаке Белке, которую любили все ребята во дворе и которую задавила прямо у дома грузовая машина.

«Это было для нас настоящее горе, – сказала Людмила Васильевна. – Мы похоронили Белку под старым кленом на Куракиной даче. Затем долго молча сидели на скамейке над Невой. Сидели дотемна. И взрослые понимали нашу печаль, не кричали, как обычно: «А ну домой быстро!» И мы были благодарны им, что они понимали наше настроение: ведь мы так привязались к Белке».

Почему мне запомнился этот случай? Да потому, что мне тогда стало стыдно своей черствости. И не только мне. Мы даже на перемене друг с другом не разговаривали, словно в чем-то провинились. О многом, об очень многом заставили тогда задуматься и слова Людмилы Васильевны, и ее искреннее сочувствие человеческому горю.

И сейчас, став врачом, я понимаю, что все уроки важны, но важнее всех уроки доброты, которые давала нам учительница...

Много писем получает и сама Людмила Васильевна. Признательность выпускников для нее – лучшая награда. Некоторые письма она кладет в особую папку, чтобы всегда были под рукой. В них выпускники честно и открыто пишут о том, чего не дала им школа и чего хотелось бы пожелать педагогам. Л. В. Мохову всегда волновали эти откровенные послания. Юноши и девушки на себе испытали просчеты школьного воспитания и хотели видеть школу более совершенной, а новое пополнение – более подготовленным к жизни и труду. Читая и перечитывая эти «исповедальные» листки, она словно слышит живые голоса вчерашних учеников.

... Почему правду действительности мы познаем теперь своими боками? Как оно помешало мне – «розовое» представление о мире. И не только представление. Нам с первого класса заботливо предлагали «облегченный вариант» нашей судьбы. И родители, и учителя убирали с нашей дороги все препятствия. Лишь споткнемся – сразу подставляли руки, чтобы не ушиблись. Конечно, спасибо школе, что дала крепкие знания. Но преодолевать барьеры, перевалы на жизненном пути не научила. Вот и получается, что при малейшей заминке, неудаче некоторые опускают руки, теряются. А сами собрать волю в кулак не могут...

... Уход старших от острых проблем, «запретные» темы в разговоре с нами к добру не приводят. За порогом школы сталкиваешься с такими вопросами, о которых и представления не имел. Так чему же удивляться, если многие выпускники начинают самостоятельную жизнь с «нулевой отметки», порой постигают простые истины бытия, набивая синяки и шишки!

... Ученик должен делить в школе ответственность за все наравне с учителем. В дружбе, в союзе с учителем. По-моему, школа обязана научить своих воспитанников прежде всего этой великой мудрости.

Этика и эстетика должны стать главными, ведущими предметами в школе завтрашнего дня. А оценки по ним будет ставить сама жизнь – строго и взыскательно.

Л. В. Мохова размышляет над каждым высказыванием своих учеников. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, устранить разрыв между желаемым и действительным, между школой и жизнью за ее пределами.

Ценны для Людмилы Васильевны и те письма, в которых говорится о том, как помогают ее выпускникам знания по химии в жизни, об обобщающих конспектах, пригодившихся за порогом школы. Каждая такая весточка поднимает настроение.


Полезное чтиво:
Как создавались карточки
Открытый урок Моховой – любой
Видеть чёткую и ясную цель урока
Учащимся о химических веществах
Вопросы и задания для домашней работы
Организация работы с химическими веществами
Роль практической работы на уроке